ГлавнаяНаследиеМайские тезисы

Майские тезисы


К 75-летию победы

в Великой Отечественной войне.

Тем, кто сделал для будущего Все.

Современники могут воспринять эти строки как нелепость.

Особенно эксперты и специалисты, воспевающие прелести дня сегодняшнего. Однако и шахтерам в глубоких недрах тьмы и угля видится яркое солнце и роса на траве.

Потомки будут смеяться над наивностью видения их бытия. Действительность будущего превзойдет все ожидания.

Однако все изложенные сентенции осмыслены и обоснованы.

Выводы из этих суждений имеют целью открыть широкую дискуссию по формированию общего для всех Образа Будущего.

Не следует ждать позитива завтра, не работая с негативом сегодня.

Яблоки не падают с не посаженных яблонь.

КОНЦЕПЦИЯ МИРА ДЛЯ ВСЕХ И ВСЕ ДЛЯ МИРА

Мир спустя 2000 лет вновь стоит перед выбором - Куда идти?

Априорный ответ, как заранее известное всем знание, следующий.

От рыночного капитализма к цифровому социализму и от него к реальному гуманизму, основы планетаризма.

Концепция планетаризма - мир для всех и все для мира.

Апостериорные рассуждения, как знания, полученные из мирового опыта, подтверждают этот вывод.

Бесконечная борьба капитализма с социалистической идеей, сначала в советском варианте, а теперь с китайским лицом, как основной источник научно-технического прогресса, исчерпала себя. Капитализм, поставив материальное выше духовного, обеспечил создание в отдельных странах благополучное большинство среднего класса. Однако с ростом численности населения постоянно повышать уровень такого благополучия оказалось невозможно. Потребительская экспансия уперлась в пределы роста, порождая непрерывные экономические, экологические, биологические и другие глобальные кризисы. В этих условиях ничем не ограниченная свобода предпринимательства стала постепенно, прежде всего, в Северной Европе, вытесняться культурой самоограничений и взаимной поддержки. Еще вчера внешне мощный, но рыхлый внутри, финансовый механизм рыночной конкуренции, сегодня развернулся в сторону государственного планирования и бесплатной социальной защиты.

Ведущие философы, ученые, аналитики и политики приступили к активному изучению и авторскому изложению принципов социалистического общественного устройства. Да, идея социальной справедливости в многочисленных ее государственных разновидностях будет определяющей на ближайший период.

В отдельных странах старое иерархическое мироустройство уже двинулось в социал-национализм, в разделение народов по благоустроенным национальным квартирам. При этом оно, пользуясь коммуникативной доступностью практически каждого человека, начало вводить индивидуальные рейтинги благонадежности, манипулируя поведением людей. Элементы искусственного интеллекта, чипизация населения стали применяться для организации тотального контроля, введения запретов на самостоятельные действия. Особенно активно новые технологии использовались во время противостояния вирусным и углеводородным пандемиям. Прогнозируется их широкое применение для нейтрализации последующих более масштабных угроз существования человечества.

В этих условиях появились противники всемирной цифровизации. Началось рассогласование картин внутреннего и внешнего мира людей. Проявился импульс к развитию. Мир вошел в кризис одним, а выходит другим. Нельзя войти в одну реку дважды, не меняясь. Так каким явится этот мир? Преображенным или архаичным?

Индустриальная эпоха сформировала основы единого мирового общества. Интеграционное единство промышленной, финансовой, энергетической, информационной, транспортной, логистической инфраструктур состоялось.

Мы стремительно переходим в новое качество всеобщей связанности и взаимообусловленности. Это открывает невиданные возможности, но и несет неведомые ранее угрозы. Человечество оказалось на распутье. Либо во исполнение воли «касты избранных», желающей сохранить статус-кво, оно будет загнано в «цифровой концлагерь» с индивидуальным номером. Либо духовное преодолеет алчность материального, и «свой» - ближний будет почитаться, как и «чужой» - дальний, в круге равных.

Эта развилка еще не пройдена. Угрозы возврата в прошлое с новым IT- отпечатком сохраняются. Падение в капиталистическую пропасть финансовых спекуляций, может смениться ужасом восстановления цифровых вассальных повинностей и рабовладения.

Возникли реальные вызовы упустить очередной шанс для единой планетарной цивилизации жить в общем будущем для всех, где каждый необходим и востребован для созидания долгой и счастливой жизни в гармонии с природой и вселенной.

Конечно, рано или поздно цифровой социализм победит, но он тоже проходящий этап развития мира. Интересно, что будет следовать за ним, какой долгосрочный Образ будущего грядет?

Формирование этого образа - сверхсложная совместная конструкторская работа.

В новом Мире, цели планетарного развития всего человечества должны иметь приоритет над любыми региональными и государственными, групповыми и личными задачами.

Такая работа должна учитывать опыт выживания в старом Мире, с благодарностью всем нашим предшественникам, многие из которых ценою жизни остановили мировые войны и эпидемии, техногенные и природные катастрофы, и неизменно восстанавливая мирное жизнеустройство.

Их главный завет, довольно жить в борьбе, агрессии одних против других, необходимо остановить процессы деградации личности и разобщения социумов.

Потому ключевой тезис сегодня - социальное благосостояние и безопасное процветание всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, конфессии, пола, возраста и социального положения.

Для этого потребуется Большой Антропологический Переход в ближайшие 30 лет к новой общественной формации, к реальному планетарному гуманизму, в котором каждым человек живет максимально долго и счастливо. Впервые горизонтальные связи между людьми, свойственные пока семейным отношениям, станут важнее вертикальных. Сетевые сообщества будут преобладать над иерархическими вертикалями. Заботы о социальной справедливости сменятся на хлопоты по формированию человека-творца.

ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Скептик и софист Протагор одним из первых сформировал человекоразмерный взгляд на мир. По одной из версий он утверждал, что человек есть мера всех существующих и несуществующих вещей.

Антропологические возможности цифровой цивилизации - личные, физиологические, социальные - позволяют воплотить эту сверхидею. Роботизация несет освобождение от физического и монотонного труда, автоматизация и платформизация от офисной занятости. Огромные ресурсы свободного времени теперь можно перенаправить на формирование человека-творца, которому не страшна технологическая сингулярность. Искусственный интеллект, и сменяющее его Искусственное сознание, работающее на приращение знаний, все равно не смогут вторгнуться в духовную природу. Они так и останутся суперсервисом для управленцев.

Спустя почти две с половиной тысячи лет вновь возникли условия для нового Осевого Времени. Помните, Карл Теодор Ясперс установил, что смысл человеческого существования был одновременно предметом размышлений в Палестине, Греции, Иране, Индии и Китае. Большинство мыслителей пришло тогда к мнению, что бытие «ветхого человека» определяется пожизненной подготовкой к Спасению.

Теперь, когда человечество выжило, спаслось, пришло время собрать разбросанные историей камни в храм осознанного Преображения себя и мира, в синергии с Высшим замыслом предназначения Человечества.

ЭКОНОМИКА УНИКАЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ

Антропоцен предопределит основы новой экономики.

Она будет обеспечивать материальные потребности созданием индивидуальных или уникальных вещей, отвечающих предпочтениям, вкусам, размерам конкретного человека. Эра массового производства и перепроизводства товаров исчезает. Информационная обработка материальных потребностей каждого человека позволит выйти на безошибочные прогнозы по необходимому объему и качеству продукции. Валовый внутренний продукт (ВВП), как и другие метрики современной экономики, станут не востребованными. Измерять будем не сколько произведено валом, а сколько потреблено персонально.

3d и 4d проектирование, роботизированная промышленность, самообучаемые сенсорные машины уничтожат понятие производительность труда, потому что смогут выдавать продукцию в заданном количестве и качестве в необходимое время.

Внимание социума будет сосредоточено на развитие качественных и количественных характеристик каждого его члена, свободного от экономических проблем. Впервые можно будет просчитать интеграционный показатель благополучия всех и каждого, не как среднюю температуру по больнице, складывая нищего и богатого, получая квазиуспешного середняка основу общества потребления.

В обществе развития деньги постепенно утратят многие функции. Их накопление станет бессмысленным. Стоимость денег будет определяться не по золотому эквиваленту, или по мощи военно-экономического потенциала, человек станет главным номиналом, он мера всего. Инфляция станет невозможной. Волатильность оценок национального богатства по золоту, нефти или газу заменит стабильность роста способностей и возможностей людей. В промежуточный переходный период доходы будут распределяться по остаточному принципу. Сначала затраты на других потом на себя.

Начнется гонка не за сверхоружием, а за творчеством, раскрытием индивидуальных талантов. Исчезнет безработица. Каждый будет на счету. Впервые возникнет реальная потребность в человеческом потенциале, чтобы человек жил долго и счастливо. Источник войн, которые уносили и уносят впустую непрожитые жизни, иссякнет. Посмешищем станут те, кто ставит своей целью передел материальных богатств.

Справедливое владение имуществом останется в истории трактатов по хремастики Аристотеля, политической экономики от Антуана Монкретьена де Ваттевиля до Карла Генриха Маркса и последующих. Экономика перестанет перегреваться. Закончится эластичный спрос на мультипликаторные теории маржинальности, инстуционализма, монетаризма. Они займут достойное место на полках всемирных библиотек в разделе детство человечества. Сам термин экономика вернется в исходное состояние – разумное хозяйствование.

УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Разумному хозяйствованию потребуется умное управление.

Действующее стратегическое управление все чаще подвергается широкой критике из-за отсутствия здравого смысла в тех или иных действиях. Многим кажется принятое решение несправедливым, не отвечающим насущным требованиям, поверхностным, однобоким и т.п. Реальная алогичность управленческой деятельности является результатом размытого мировоззрения. Движение без ориентиров невозможно, оно напоминает путника в снежной буре, идущего по кругу. Еще более опасным становится путь при денежном урагане. Ошибочно считать, что миром правят деньги. Жажда наживы такая же болезнь, как чрезмерное потребление алкоголя. Использование финансов для личного накопления развращает окружение. Их перераспределение в те, или иные сферы без согласования с социумом всегда имеет печальное окончание.

Между тем технологические достижения создали единую среду всеобщей связанности и мобильности. В недрах уходящей эпохи зреют зерна новых общественных отношений и систем управления ими с использованием мегаискусственного интеллекта.

В электронной действительности выбор направлений его применения, как сервиса по выработке, принятию и реализации стратегических решений становится ключевой проблемой.

Пока в политических иерархиях он служит закабалению людей, тотальному контролю над ними, лишению их возможности действовать самостоятельно.

Постепенно эффективность его использования приведет к массовому внедрению в экономику сверх стран. Далее возникнет парадокс Искусственного интеллекта. Он станет первопричиной преобразования общественных отношений из иерархических в сетевые.

Во-первых, его функционирование потребует объективных и достоверных данных.

Во-вторых, их невозможно будет корректировать, тем более, манипулировать ими, в создаваемой мировой доверительной среде обмена информацией – типа Блокчейн.

В-третьих, данные, отражающие именно реальную действительность, принесут крах, прежде всего, биржевых и банковских структур, работающих со скрытой или скрываемой информационной сущностью денег. Эти структуры начнут искать спасение в отчаянной борьбе с продвижением искусственного интеллекта. Они, обладая значительным политическим и экономическим потенциалом, вполне могут стать тормозом мирового развития.

Однако борьба за сохранение прошлого с отрицательным результатом никому не нужна и открытые сетевые системы возьмут вверх над закрытыми иерархическими.

Да, катастроф никто не желает, но приходят к ним, так как любая власть меняется через смену опорных точек в сознании. Революции возникают, когда сознание проживает в комфорте, врага любых даже эволюционных изменений. Слабая власть сохраняет свое благополучие в борьбе с изменениями, порождая революции. Сильная власть, выживая в конкуренции, более склонна к этапным и постепенным преобразованиям. Для нее насущный вопрос скорость таких изменений и их соответствие возрастающим духовным и материальным потребностям граждан.

Будущая власть должна иметь «родительское начало», то есть обладать мудростью и ответственностью, заботиться о своих подданных, не зависимо от их социального статуса.

Форма реализация грядущей власти – цифровая сетевая меритократия, в которой любая клеточка многофункциональной матрицы организации и управления жизнедеятельностью общества заполнена достойным и опытным профессионалом - воплощающим в себе легион знаний, с опорой на искусственный интеллект.

Подлинная цель умного управления социумом – это сохранение и приумножение проживающего под его юрисдикцией народа, а также находящихся на его территории биологических и природных ресурсов.

ПЕРСОНАЛЬНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Умное управление социумом преодолеет столетнюю планку средней продолжительности жизни людей. Это будет результатом создания персонифицированной медицины. Геномные исследования позволят раскрыть уникальные свойства каждого человека, его склонность к тем или иным заболеваниям. Профилактика станет качественно иной, в том числе за счет необходимой экспрессии генов, отвечающих, например, за иммунную систему. При помощи генетических зондов осуществится встраивание в человеческий геном, что позволит изменить предрасположенность к различным патологиям. На клеточном и субклеточном уровнях будут открыты механизмы долголетия и угасания.

Увеличение продолжительности и темпов жизни могут привести к росту и изменениям структуры психических расстройств – к массовым депрессиям, нервозам, психозам. Возникнет реальная угроза психодемии. Тому пример, короновирусная инфекция, сопровождаемая раздуваемой психодемией страха и фобий, с синдромом враждебности к «прокаженным странам», загоняемых в один большой карантинный барак.

Техногенное насилие над природой может принести еще множество эпидемий и пандемий. Человек является не просто частью Биосферы и окружающей среды, но и симбионтом с царствами вирусов и бактерий, которые резко мутируют в условиях загрязнения окружающей среды, изменения климата, уничтожения экосистем, редактирования генома растений и животных.

Пандемии новых вирусов, взламывающих межвидовые барьеры, будут перманентными, и никакая вакцинация за ними просто не успеет. Единственная надежда на естественный иммунитет человека, который давно заменен и ослаблен аллопатическими препаратами, антибиотиками, синтетическими витаминами и вакцинами. На этом фоне становятся очевидны все просчеты здравоохранения, и соответственно основные направления его развития.

Здравоохранение обязано гарантировать людям достойную защиту их здоровья и укрепление иммунитета, в том числе иммунитета психосоматического, духовно-нравственного, особенно потому, что патологической средой распространения пандемий и эпидемий во все времена были страх, паника, нагнетание уныния и пессимизма. Лекарство от этих состояний упирается в систему здорового образа жизни, здорового питания, включая чистую воду и чистый воздух, здравого осмысленного мышления, творческих занятий. Следует подумать о практике нормального стресса, где главное место занимают не только и не столько сами по себе физические нагрузки, сколько комплексные программы личного и семейного самосовершенствования. В них также входит система аутопоэзиса с самовыстраиванием и самораспознаванием своей глубинной мотивации, с необходимой самомобилизацией для преодоления кризисные факторов.

Все меры должны сочетаться с гуманитарным и нравственным образованием, воспитанием самоотдачи и ответственности, взаимопомощи и милосердия, нравственной чистоты и душевной открытости, честности и искренности.

ГУМАНИТАРНЫЙ ЭТОС НАУКИ

Эра нравственной чистоты и честности позволит преодолеть самую затяжную стагнацию научных исследований.

Наука века двадцатого имела огромные достижения, прежде всего в военной сфере с последующим их внедрением в гражданский оборот. Гонка вооружений была основным импульсом ее развития. Однако были и процессы совместного освоения космоса. Удержать их масштаб не удалось. На новом витке противостояния Запада и Востока, борьбы восходящей экономики Китая с вечно кризисным англосаксонским экономиксом, большие общие проекты вновь проблематичны. Тем более в условиях утраты наукой своих идеалов — бескорыстное открытие истинных знаний на благо человека.

Прикладная наука все больше коммерциализируется, работает в угоду корпоративным интересам. XXI век открылся глобальной войной между углеводородной и электрической энергией. Нефтегазовые кампании бросили огромные денежные ресурсы на сдерживание массового производства электрических транспортных средств.

Еще более критическое положение дел сложилось в фундаментальной науке. Физика, химия, биология, математика не могут предложить или признать теорий, противоречащих устоявшим взглядам. Нет системы знаний, поглощающих весь накопленный фундаментальный задел.

Простейший вопрос, что такое электрический ток, которым пользуются все, не имеет фундаментального ответа. Никто так не предъявил миру электрон. Наличие гипотетической частицы доказывается вероятностными расчетами.

Требуются обнаружить или обновить основы систематизации физических, математических и химических величин, вскрыть закономерности и границы живого.

При нынешних знаниях даже полет на Марс невозможен, не говоря об его освоении. Реактивная тяга для этих целей не имеет перспективы. Защиты человека от повышенного уровня космической радиации не существует.

Для преодоления кризиса фундаментальных наук следует вернуться к четырем столпам Этоса науки по Роберту Кингу Мертону: универсализму, имеющему внеличностный характер научного знания, коллективизму, бескорыстию познания научных истин и скептическому приятию результатов исследований.

Только на этих принципах можно найти ответ на экзистенциальную проблему смысла жизни человека и исторической миссии Человечества. Для этого необходим совместный диалог естественных наук, наук о человеке и метафизических практик традиционных культур.

Фокус научного интереса должен перемещаться с изучения и преобразования неживой природы на изучение и преобразование человека и общества. Без такого широкого гуманитарного основания выход во Вселенную будет походить на победоносное открытие Америки с последующим истреблением коренного населения. Мотивация первооткрывателей - обогащение с порождением моральной пустыни после себя - сегодня катастрофична. Галактическое пространство многократно превосходит Землю по всем параметрам, и превратиться в кровавый Марс больше шансов у нас.

Одновременно в техносфере необходимо сформировать заказ на мировой проект освоения дальнего космоса с решением насущных прикладных и фундаментальных научных проблем.

В этих целях следует обеспечить создание полноценной сферы персонализированного образования, в которой занятие наукой – один из мощнейших способов творческого самовыражения. Прививка интереса к научному творчеству – путь формирования человека для будущего.

ПРОСВЕЩЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Просвещенное, гуманитарное и нравственное образование это формирование творческой личности для воспроизводства качественно иных общественных отношений, при которых социальный статус человека определяется его талантами и служению для блага других.

Сегодня роль массового образования сводится, в первую очередь, к подготовке широкого спектра специалистов для различных видов профессиональной деятельности, получивших необходимый объем отраслевых знаний, навыков и умений.

Изучению общественных норм и ценностей, уделяется крайне мало времени. В большую жизнь в лучшем случае входят молодые люди с фрагментарным миропониманием и мировоззрением. Продолжатся масштабное тиражирование новых членов потребительского социума, в котором конкурируют многочисленные идеологические структуры. Они целенаправленно стремятся внедрять свои системы ценностей в неокрепшее сознание молодежи по каналам соблазнительного рекламно-суррогатного искусства, за которым не видно идеалов любви к ближнему и дальнему.

Цели рыночной и военной плутократии как можно быстрее задействовать и израсходовать массовый человеческий капитал. Свободное от рутинной работы время заполняется просмотром кумиров и звезд, производимых на сценах, подиумах, стадионах. Элита складывается из профессий, приносящих значительный доход - банкир, экономист, топ менеджер, юрист, артист, футболист и т.п. Элитаризм, самоизбранность отдельных людей стали губительными для общества, которое стремительно деградирует.

Возникла потребность в переходе от массового образования к индивидуальному просвещению. Для формирования основ будущего человека-творца необходимы фундаментальные философско-методологические и духовно-нравственные знания. Индивидуальное научно-психологическое сопровождение становления и поэтапного раскрытия креативных способностей ребенка. Из любого человека посредством целенаправленных внешних воздействий на его ум, характер и физические способности можно сформировать социально-ориентированную личность.

Только личность способна самостоятельно управлять своим поведением, противостоять любому манипулированию сознанием. Поэтому просвещенное образование в течение всей жизни будет направлено на формирование духовного творческого человека, принимающих иерархию культурных ценностей - от семьи до отечества, от человечества до всего живого.

КУЛЬТУРА ВСЕ-ЧЕЛОВЕСТВА

Просвещенное человечество качественно изменит запрос на культурные приоритеты взамен экономических. Этому будет способствовать роботизация экономики, предоставляя человеку все больше и больше свободного для творчества времени.

Так, от архаичного греческого социума, освободившего себя от тяжелого труда за счет рабов, остались и используются значимые пласты достижений в архитектуре и литературе, отражающих Пайдейю, культуру души и духа древнегреческого народа.

Культура, буквально культ света, излучающий истоки духовной жизни. Тысячи лет он освящает деятельность человека, его самовоспроизводство, выраженное в практиках и ремеслах, в традициях и обычаях, в сакрализованных обрядах. Любые преобразования мира есть отпечаток уровня культуры той или иной цивилизации.

Культурный человек всегда творец, он распознает и создает красоту и гармонию в мире, в других людях, в себе самом.

Исторически сложившиеся храмы культуры – музеи, театры, библиотеки в наше время стремительно пустеют. Виртуальный мир информационно-коммуникационного пространства стал реальной действительностью. Не выходя из жилища, появился широкий доступ к любой информации.

Наконец-то решена проблема отчуждения труда и антогонизации человеческих отношений. Рушатся основы получения прибыли, за счет изъятия ресурсов меньшинством у большинства. Безвозмездное размещение авторами в сети интернет своих произведений и результатов труда сделало их протагонистами, главными героями дня.

Дискуссии о религиозной, научной, светской и другой культуре стали повседневной темой социальных сетей. Движение культуры в виртуальность, в Зазеркалье – это не антропологическая катастрофа. Это путь в массовое и индивидуальное продуцирование специалистами новых гуманитарных и технических артефактов доступных для населения всех стран. Знаменитая фраза Конфуция «передаю, а не создаю», будет звучать иначе – «создаю и передаю всем».

Вскоре футурологическим субъектом культуры станет космопланетарное человечество с объединенным ядром высших индивидуальных и коллективных ценностей, определяющих благолепие жизни на планете Земля и продвижение ее во вселенский универсум. Гуманистическое измерение космизации потребует геокультурной парадигмы антроцентризма, с последующим переходом к планетаризму, учитывающим влияния био- и техно- центризма.

Возникнут новые классические образы идеалов красоты и счастья, замещающих экономические регуляторы общественных отношений. Будущая культура придет к всеобщей форме преодоления рыночных абсурдов, разлагающих смысл текущего бытия и к жизнеутверждению Я и Мы человека-творца во времени и в пространстве Все-Человечества.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МИР-ОРГАНИЗМ

Единая всеобщая культура, как прекрасная форма всегда имеет с высоким содержанием, станет источником духовного возделывания природы.

Пока ситуация иная. Нильс Хенрик Давид Бор в одной из своих поздних статей дал определение человека как животного, живущего в языковых сетях.

Современные люди, даже разговаривая на разных языках, в основном ориентировались на улучшение своего материального благополучия, «подчиняя себе окружающий мир», создав присваивающую экономику. Они не задумывался об ограниченности среды обитания. За последний век стремление к благосостоянию выродилась в неуемную жажду денежного богатства или максимизации процента на капитал.

Однако Земля ничтожна по размерности и времени, но значима для живого и разумного часть галактического организма. Как следует из мегасистемных научных работ В.И. Вернадского, В.Н. Сукачева, Н.Н. Моисеева и других наступает эпоха Мир-организма, единого целостного человечества и культуры, природы и космоса.

Это не Мир-глобализм, где меньшинство правит большинством, являясь бессмысленными владельцами всех природных ресурсов. Распоряжаются человеческим потенциалом, именуя его человеческим капиталом для нужд товарного обмена и извлечения прибыли.

Мир-организм – это синергетическое функциональное единство земного многообразия в его целостности и полноте.

Единство человека и общества, в котором каждый полагает каждого, становление личности есть выполнение миссии поддержки других. Как говорят философы человек «для себя, но в ином». Приближенная аналогия сказанного - живой организм, в котором 12 базовых функциональных систем, воспроизводя себя, работают на него как на целое. Если иммунная система будет обеспечивать только свою безопасность, а мозг координировать сам себя, то шизоидное угасание жизнедеятельности гарантировано.

Целостность многообразия – форма организации жизни социума. Земля как общий для всех космический корабль, на котором мы - экипаж. До настоящего времени шло его цивилизационное формирование. Сменялись эпохи, нации, государства, мировоззрения, ценности и вот человечество выходит на путь взрослого и самодостаточного субъекта.

Полнота многообразия – многофункциональный состав такого экипажа, гармонично охватывающего весь спектр жизни общества. Здесь есть все, кто занимается – развитием и безопасностью, управлением и хозяйствованием, природой и космосом.

Главное свойство Мир-организма заключается в наследии всеобщих человеческих ценностей - веры, надежды и любви, оплодотворенных мудростью ушедших культур.

Главное отличие Мир-организма от предыдущих времен - теперь ценности не декларируются, а впервые в новейшей истории реализуются.

ЭТИКА СОФИЙНОСТИ

В Мир-организме наступила пора преодоления идеологии Дури, о которой предупреждали ушедшие в никуда жители острова Пасхи, израсходовав все воспроизводимые природные ресурсы. Они в назидание потомкам оставили вместо себя окаменелые лица.

Потому основы социального общежития как всеобщее братство людей и жертвенное служение, являются корневыми для всех конфессий и народов. Сегодня, в период кризисной трансформации, они становятся востребованными перед лицом тотальной неопределенности будущего.

Снятие такой неопределенности - главная проблема современности. Как никогда прежде востребован поиск, выработка и реализация мировоззрения для всего человечества, которая декомпозируется в цели и задачи для всех стран и народов с учетом их ментальности. Оно, основанное на историческом опыте и ассимиляции различных культур, должно придать импульс к новому этапу цивилизационного развития, где каждое государство, каждая нация и народность найдут свое достойное место.

Идейные изыскания, это не схоластический поиск чей-то тени в темной комнате. Они должна впитывать в себя все компоненты нового устройства общества, которые уже появились и которые будут созданы в ближайшее время. Так, сейчас наблюдается и постепенно нарастает переход иерархических структур в сетевые. Повсеместно возникли социальные, торговые, транспортные и другие сети. Они рождаются как эффективный способ противостояния глобальным вызовам, использования современных технологий и массовых коммуникаций пирамидальными структурами управления в собственных интересах. Конечно, властная иерархическая вертикаль будет еще долго сохраняться там, где необходима высокая скорость принятия решения. Однако, в условиях гиперроста масштабов текущей неопределенности, порождающей неуверенность и страх за дальнейшее существование, иерархи вынуждены будут сами переходить к сетевым способам управления, функционально разделяя на многих персональную моральную и нравственную ответственность.

На повестку дня, во весь рост, встанет проблема сетевой этики, которая не отторгает предыдущие идеологии, а синтезирует их на основе возвращения лучших образцов духовной жизни.

Для России этот синтез наиболее естественен. Возрождение архетипов общинного строительства жизни по Сергию Радонежскому, соборности и многих идей 70 летней реализации социалистического проекта порождают основу для основ софийной этики. Российский сетевой матрикс народной мудрости исторически и генетически воплощает в себе индивидуальную пассионарность и всеобщий патриотизм в гармонии с всечеловеческим началом. Мы можем и должны показать возможности личностного и социального преображения для сбережения человека и общества, природы и мира. Мы готовы развернуть знамя социо-гуманитарного прогресса, предопределяющего цели и задач научно-технического развития. Знамя, на котором будет начертаны слова о Единстве разнообразия, предполагающего гармоничное развитие каждого человека в любом этносе, каждой народности в любом союзе народов, их содружество и согласие в создании морально-нравственных основ всех сфер антропоцентричного мира.