Угрозы и риски для России
Анализ сложившейся ситуации
Сложность ситуации, в которой оказалась Россия, обусловлена тем, что на кризис, связанный с событиями на Украине, санкциями Запада, падением цен на нефть, наложились более долгосрочные кризисные явления, характерные для современного этапа развития Мир-системы и более фундаментальный кризис взаимодействия Центра (стран Запада) и Периферии (остальных стран) Мир-системы на текущем этапе ее развития. В связи с этим, к упомянутым кризисам добавился кризис глобализации, назрела необходимость кардинальной перестройки мировой экономической и политической системы.
Дестабилизация мировой ситуации породила следующие глобальные риски:
- риск затяжного мирового финансово-экономического кризиса (типа «Великой депрессии»), связанного с падением нормы прибыли и исчерпанием потенциала развития в рамках текущего технологического уклада;
- риск краха мировой финансово-валютной системы, основанной на долларе США;
- риск мировой войны вследствие разрушения существующей системы международной безопасности, роста числа региональных военных конфликтов, перекраивания границ, переформатирования военных союзов;
- демографические и социальные риски в связи с массовыми миграциями населения, рост социальной напряженности, риск революций и гражданских войн.
В условиях этих рисков стратегия США и их ближайших союзников направлена на то, чтобы сохранить (и по возможности усилить) свои позиции и ослабить конкурентов. В этой стратегии России уготована роль сырьевого придатка, роль страны, не обладающей политической субъектностью. Страны Запада (прежде всего, США) поставили себе приоритетной целью социально-экономическую и политическую дестабилизацию России, по сути объявив ей информационную, политическую, экономичесую и финансовую войны и пытаясь втянуть ее в горячую войну. При этом в РФ существуют серьезные нерешенные внутренние проблемы, осложняющие противостояние внешнему давлению.
Эти проблемы связаны с сырьевым характером экономики, слабостью отечественной промышленности, зависимостью крупного бизнеса от иностранных кредитов, резким имущественным расслоением, отсутствием единства внутри элиты по поводу путей развития России.
В этой связи, если Россия стремится выжить как суверенное государство, хочет, чтобы реализовалась альтернативная модель мира (Мир-организм), основанная не на диктате центра силы, а на кооперативных началах с согласованием интересов всех стран, нужно выработать стратегию действий, парирующую краткосрочные и среднесрочные угрозы стране и ориентированную на достижение долгосрочных целей формирования указанного альтернативного миропорядка. Для выработки стратегии парирования угроз необходимо понимать динамику их нарастания (актуализации угроз во времени).
Угрозы и риски для России в динамике их актуализации
1. В краткосрочной перспективе (ближайшие полгода – год) наиболее значимыми для РФ будут финансовые и экономические риски: обвал рубля в результате целенаправленных действий внутренних и внешних (Дж. Сорос и др.) валютных спекулянтов, а также организованного падения цен на нефть, нехватка долларовой валюты для расчетов по долгам российских предприятий иностранным банкам, угроза усиления долговой зависимости от западных банков и МВФ,. Особую роль здесь играет инфляция, осложненная утечкой капитала.
2. В краткосрочной и среднесрочной перспективе (1-2 года) серьезными будут внутриполитические и социальные риски, связанные с последствиями экономического кризиса и попытками США и других западных стран дестабилизировать социальную и внутриполитическую ситуацию в России, вызвать раскол элит, добиться «майдана» или «цветной революции» в РФ.
3. В среднесрочной перспективе (2-5 лет) наиболее серьезными станут геополитические и военные риски. Эти риски включают столкновение с США и странами ЕС из-за Украины и Сирии, а также с талибами и исламскими боевиками в странах Центральной Азии. Масштабы участия стран НАТО в войне на Юго-Востоке Украины и исламских боевиков, финансируемых Саудовской Аравией и Катаром, в Центральной Азии могут резко возрасти после 2016 г., когда новым президентом США станет республиканец-неоконсерватор. Зоной риска могут стать стратегически важные для РФ Белоруссия и Казахстан после смены лидеров в этих странах. Возможности мирного урегулирования конфликтов будут падать вследствие снижения действенности международных институтов безопасности и ухудшения глобальной управляемости.
4. Угрозы и риски в информационной и идеологической сферах:
- в краткосрочном плане угрозы связаны с возможностью утраты контроля над СМИ и Интернетом, с кибер-атаками зарубежных государств;
- в среднесрочном плане серьезен риск дезинтеграции общества (раскола элит) в случае, если не будет выработана общенациональная идеологическая платформа;
- в долгосрочном плане возможна утрата значимости России как авторитетного игрока на международной арене, если она не предложит привлекательной для других стран концепции нового мироустройства, основанного на принципах кооперации, а не конкуренции (Мир-организм).
5. В долгосрочной перспективе (5-10 лет) наиболее серьезными рисками для России станут, демографические риски (падение рождаемости и увеличение смертности, нехватка рабочей силы и кадров для армии, малое количество молодежи в возрасте 18-30 лет).
Что делать?
Стратегическими задачами России являются следующие:
- в краткосрочном периоде – выдержать мощное давление со стороны стран Запада;
- в среднесрочном периоде – укрепиться экономически (за счет развития производства и импортозамещения), идеологически (путем выработки общенациональной идеологической платформы) и в военном отношении;
- в долгосрочном периоде – победить, то есть выйти в лидеры нового миропорядка (для этого нужно предложить концепцию миропорядка, которая будет привлекательна для большинства стран).
При этом, в отношении сложившейся ситуации необходимо иметь в виду следующее:
- переход в ближайшие годы к конфронтационным методам решения проблем (включая экономические, финансовые, информационные и др. войны) закономерен.
- в настоящее время, когда глобализация претерпевает кризис, происходит смена парадигм: возврат от глобализации к изоляционизму и самодостаточности. В этой ситуации в политике и экономике объективно возрастает роль государства и патернализма;
- в перспективе, после преодоления кризиса, будет сформирован новый миропорядок. Каким он будет – зависит от активной позиции стран-субъектов. Этот миропорядок нужно готовить и проектировать. В этой проектной работе у России есть цивилизационный опыт и шанс стать лидером.
Что надо делать, чтобы парировать угрозы и решить указанные задачи?
1. Для противодействия угрозам в финансовой и экономической сферах необходимо в краткосрочном периоде:
- установить жесткий контроль государства за деятельностью банков и валютной биржи вплоть до отзыва их лицензии в случае продолжения спекуляций национальной валютой;
- ввести меры по контролю за ценами (при необходимости – введение «карточек» на отдельные виды продукции);
- вести меры по ограничению вывоза капитала из страны;
- повысить доходы бюджета за счет введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения и возродить налоговую инспекцию, контролирующую реальные траты богатой части населения на личные нужды. Эта мера способствует решению четырех проблем: (1) – Пополнения бюджета, (2) – снижения имущественной дифференциации, (3) – Уменьшить коррупцию гос. чиновников и (4) – увеличить долю вложения в основной капитал.
- повысить монетизацию экономики за счет государственных валютных займов (облигаций), создания особых условий для инвесторов, адресной эмиссии;
- использовать возможности союзных и дружественных государств для обхода санкций;
- расширить права и обязанности Центрального Банка и государственных коммерческих банков и, одновременно, усилить контроль за деятельностью частных коммерческих банков.
В среднесрочном периоде:
- развивать импортозамещение (в том числе введением квот на отечественную и импортную продукцию в торговых сетях), обрабатывающие производства (пользуясь низким курсом рубля);
- поднять долю вложений в основной капитал;
- интенсифицировать торгово-экономические связи со странами БРИКС и Евразийского союза;
В долгосрочном периоде:
- интенсифицировать экономическое развитие страны через инфраструктурные мегапроекты;
- переходить к информационной экономике согласованных интересов в реальном времени;
- постепенно вытеснять из внешнеэкономических расчетов доллар и евро, переходить на расчеты со странами БРИКС и Евразийского союза в рублях, юанях, рупиях и т.п.
2. Для противодействия угрозам во внутриполитической и социальной сферах необходимо в краткосрочном периоде:
- повысить доверие общества к власти (в том числе реальной борьбой с коррупцией и публичным разъяснением действий власти);
- установить контроль за «пятой колонной», способствовать организации общественных движений типа «антимайдана»;
в среднесрочном периоде:
- не допустить ухудшения уровня жизни основной части населения;
- жестко пресекать межэтнические конфликты;
- добиться консолидации элит, ее ориентации на достижение национальных интересов;
- повысить эффективность и качество органов управления (в том числе повышением ответственности и оценки по результатам, повышением профессионализма, введением системы стратегического планирования и управления);
Для решения этих задач необходимо, чтобы верховная власть «проявила волю». Это значит усилить роль государства, в частности: расширить права внутренних силовых структур, одновременно повысив профессиональный и моральный уровень их кадрового состава.
В долгосрочном периоде:
- уменьшить социальное неравенство в РФ за счет прогрессивного подоходного налога.
- добиваться роста человеческого капитала, повышать инвестиции в человеческий капитал;
- расширить контроль населения над деятельностью чиновников (типа «Народного фронта»), повысить общественную активность населения.
3. Для противодействия угрозам в геополитической и военной сферах необходимо в краткосрочном периоде:
- не поддаваться давлению США, объяснять и твердо отстаивать свои национальные интересы;
- поддержать ДНР и ЛНР, играющих роль «буферных» образований, чтобы не допустить дальнейшей войны России с Украиной из-за Крыма и образования на границе с Россией враждебного украинского государства;
В среднесрочном периоде:
- развивать ОПК и производство новых современных видов вооружений, в том числе «умного» и «высокоточного» оружия;
- укреплять кооперацию в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ, Евразийского Союза;
- укреплять границы Таджикистана с Афганистаном, поддерживать афганцев, не желающих признавать власть талибов и «Исламского государства»;
В долгосрочном периоде:
- поддерживать пророссийские политические режимы в Белоруссии, Казахстане и других странах ближнего зарубежья, способствовать обеспечению в них преемственности власти;
- предложить мировому сообществу модель кооперативного развития (Мир-организм) и системы глобального управления, учитывающей интересы всех стран (на основе цивилизационного российского опыта);
- предложить систему коллективной безопасности, снижающей риски военных конфликтов.
4. Для противодействия угрозам в технологической сфере необходимо в краткосрочном периоде:
- провести «инвентаризацию» научных школ, создать стимулы для их сохранения и развития;
- создать условия для ускоренного внедрения новых и новейших технологий путем налоговых льгот и других преференций, повышения заинтересованности крупных корпораций и предприятий во внедрении новой техники и новых технологий через премии за внедрение инноваций;
В среднесрочном периоде:
- увеличить долю капиталовложений в науку, образование, наукоемкие и высокотехнологичные производства;
- усилить государственный контроль за технологическим развитием;
- развивать проекты в тех сферах деятельности, в которых имеется существенный задел и конкурентные преимущества (космос, атом, вооружения);
- реализовать несколько региональных инфраструктурных проектов, которые могут послужить в будущем опорными точками для полномасштабных инфраструктурных проектов в рамках всей страны;
В долгосрочном периоде:
- сформировать систему, обеспечивающую постоянный внутренний спрос на инновации (например, через реализацию инфраструктурных мегапроектов по освоению территорий Сибири, Дальнего Востока и крайнего Севера);
- повысить престижность и привлекательность работы в сфере науки и образования, переход к стратегическому планированию в области подготовки научных кадров.
5. Для противодействия угрозам в демографической сфере необходимо в краткосрочном периоде:
- трудоустроить беженцев из Украины, отрегулировать потоки мигрантов из стран Центральной Азии в соответствии с потребностями экономики и сохранением стабильности российского общества (недопущением «исламизации», межэтнических конфликтов);
- сохранить материнский капитал, расширить льготы для многодетных;
В среднесрочном периоде:
- решить проблему детских садов и ясель;
- сохранить (и усилить) антиалкогольную и антитабачную политику;
В долгосрочном периоде:
- сделать демографию и здравоохранение приоритетными направлениями государственной политики.
Программа действий по парированию угроз и рисков России должна лечь в основу системы стратегического планирования и управления в Российской Федерации, создаваемой в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ.