ГлавнаяСтатьиРоссия 2100–3000 – Часть 4

Россия 2100–3000 – Часть 4

Россия 2100–3000 – Часть 4



Опубликовано: 04.02.2022

Книга для управленцев-шаперонов и акторов-конструкторов.

Часть 4. Генезис как суть и цель наступающей эпохи преображения человека

4.1. Триада человека: Душа, Дух, Тело

Многомерность человека

Человек проживает свою многомерность ежедневно, в простых повседневных ситуациях переключая внимание от одного контекста к другому, и в каждом контексте раскрываясь с иной стороны. Родитель, муж, сотрудник, профессионал-архитектор, шахматист, — все эти эпитеты могут характеризовать одного и того же человека в разных ситуациях. Говорить об одном и том же человеке как о разных людях, — это один из способов выделить различные ипостаси человека. Однако, при этом выделении целостность человека не разрушается: человек остаётся самим собой. А вот ответ на вопрос «Кем же является этот человек?» становится довольно трудным делом.

Было бы необоснованным утверждать, что разные ипостаси человека — это его разные компоненты, не так ли? Можно ли сказать, что целостность человека является суммой его ипостасей? Нет, это было бы неправильно. Можно ли сказать, что когда человек проявляет себя как родитель, он перестаёт быть профессиональным архитектором или шахматистом? Видимо, заявлять так тоже было бы неправильно.

Очевидно, отношение ипостасей и целостного человека отличается от отношений «часть — целое», «элемент — система», «сумма — результат». Тут речь идёт о каком-то совершенно ином принципе самоописания и некоем особом варианте сборки целостности.

Академик Б.В.Раушенбах, обосновывая логическую непротиворечивость догмата о святой троице, выделял в ней шесть логических качеств (которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми): 1) Триединость, 2) Единосущностность, 3) Нераздельность, 4) Соприсуносущностность, 5) Специфичность (неслиянность), 6) Взаимодействие [30]. Чтобы показать логическую непротиворечивость этих качеств академик Б.В.Раушенбах приводил в качестве примера объекта, обладающего этим набором логических качеств вектор в трёхмерном пространстве, проекции которого на оси координат являются триедиными, единосущностными, нераздельными, соприсносущностными, специфичными (неслиянными), взаимодействующими, — и при этом никто не осмеливается утверждать, что вектор в трёхмерном пространстве нелогичен.

Доктор философии Л.Н.Богатая, развивающая в своих исследованиях «многомерное мышление», пишет: «Каждый из смыслов проявляется в пространстве определенной мерности, а потому и содержит в себе нечто принципиально неповторимое, чрезвычайно важное для понимания совокупного СМЫСЛА» [31].

Возможно, если применить к сформулированной выше трудности сборки целостного человека многомерное мышление, это позволит осуществить непротиворечивую сборку.

Представим ипостаси как проекции того же человека на соответствующие оси координат. Количество осей может быть сколь угодно велико, в любом случае человек остаётся самим собой (вектором). Но то, что происходит, когда он проявляет себя в качестве той или иной проекции, изменяет его как целое, оказывает влияние на другие проекции. Сборка экзистенциального опыта проживания различных ипостасических ситуаций осуществляется в сознании с помощью различных рефлексивных процессов. Мысля таким образом, можно охарактеризовать целостного человека как никогда не останавливающийся процесс и результат сборки экзистенциального опыта и осознанности, возникающей в рефлексивных процессах: человек непрерывно диссоциируется и так же непрерывно собирает себя в целостность, оставаясь одновременно и диссоциированным и соединённым. Характеристика каждого конкретного человека — это описание способа сборки целостности, который он использует для поддержания и аутопойэзиса своего эмерджентно возникающего «Я».

Три источника и три вида энергии, доступных человеку

Что является источником энергии для постоянно пересобирающегося многообразия в каждом из нас?

Можно выделить три источника энергии: душа, дух и тело. Каждый из них порождает свой особенный вид энергии, которая пробуждает в человеке потребности и желания: телесные, связанные с душой и духовные.

Когда у человека доминируют потребности тела, он живёт преимущественно телесными энергиями, когда возникают потребности души и духа, его жизнь наполняется иными смыслами.

Энергии тела обычно называют витальной (жизненной) энергией человека. Физическая сила, хорошее самочувствие, крепкое здоровье, — это фразы о витальной энергии.

Энергии души связаны с личностью, эмоциями, чувствами, переживаниями, драматическими перипетиями, с интеллектом, вдохновением, творчеством.

Энергии духа связаны с постижением духовного пути, непосредственным переживанием совершенства и красоты Вселенной, прозрением и интуицией.

Три вида энергии сливаются в человеке в своеобразный вихревой поток, создавая неповторимую энергетическую конфигурацию каждого из нас. Сила этого объединённого вихревого потока может стать настолько мощной, что обычный человек проявляет себя человеком-творцом, и в нём возникает особая разновидность созидающей силы, которую мы будем называть «генезис».

«Генезис» — это творящая сила, духовный огонь, пылающий в сознании и в душе человека-творца, благодаря которому человек способен созидать новое и выходить за рамки известного. Генезис возникает только от избытка энергии. Чтобы стать человеком-творцом, как правило, нужны прекрасные телесное и душевное здоровье, духовная чистота и просветлённость. Однако, любое правило подразумевает исключения из него. Стивен Хокинг много десятилетий демонстрировал всему человечеству невероятную силу духа и высочайший интеллект, будучи прикованным к инвалидному креслу. Спортсмены-паралимпийцы побеждают, показывая выдающуюся волю к победе и силу духа, несмотря на ограничения физических возможностей их тел. У каждого из нас в окружении есть люди, которые восстановились после тяжелейших болезней и травм, воссоздали свои тела и потоки телесной энергии, и продолжают сегодня жить полной жизнью.

Генезис (интегральная сила человека-творца) предоставляет возможность менять мир, генерировать новые пути развития человечества, создавать нечто такое, чего ещё не было. Если бы генезис был измеримой физической величиной, можно было бы легко убедиться, что чем выше уровень генезиса в стране, тем больше инноваций внедряется в экономику в единицу времени, тем больше произведений литературы, искусства и культуры создаётся в стране. Однако, генезис не является физической величиной, и мы, люди, можем ощущать его только интуитивно: смотрим на человека при личном знакомстве и определяем, насколько мощно в нём развита эта созидающая сила. Причина, по которой повышенное внимание к себе всегда привлекают некоторые поэты, писатели, художники, актёры, музыканты, композиторы, учёные состоит в том, что людей притягивает к себе танцующий в них генезис. Если говорить языком древнегреческих мифов, генезис может быть сравнен с мифологическим огнём, украденным Прометеем у Богов, и мы достаточно хорошо распознаём человека, одарённого этой творящей силой. В христианской культуре человек, обладающий мощным генезисом, может быть назван одухотворённым, одарённым Богом, богоносным.

Понятие «генезис» может показаться довольно абстрактным, однако благодаря ему оказывается возможным кратко сформулировать ряд очень существенных для современного российского общества задач. Например, главная задача для управленцев системы образования, для педагогов и преподавателей может быть сформулирована как максимально возможный прирост генезиса, которым обладают учащиеся, студенты, аспиранты, а также как обучение пользоваться этой созидающей силой в повседневной жизни, то есть на практике. Одной из задач психологической помощи на всех этапах жизни человека становится восстановление или пробуждение его личного генезиса. В этом же состоит задача управленцев всех уровней во всех организациях, командах, сетях: пробуждать и максимизировать генезис.

Генезис как созидающая сила позволяет человеку стать источником собственной реальности, а не жертвой обстоятельств, превратить себя в актора-конструктора будущего страны.

Большой антропологический переход, который в этическом плане рассматривается нами как переход от этики расчеловечивания к этике вочеловечивания становится возможен, если пробудить генезис у максимального количества жителей России. Для этого нужно максимально увеличить телесную, душевную и духовную энергию у как можно большего числа людей.

Есть и обратная зависимость. Человек, живущий в этике расчеловечивания, который вынужден подчиняться нелепым правилам, жить по законам прибыли и рейтинга, подвергаемый мелочному контролю, унижаемый и лишённый достоинства, не сможет пробудить спящий внутри него генезис. Генезис пробуждается только у человека, живущего в этике вочеловечивания, который ощущает себя хозяином своей судьбы, у человека, способного делать выбор, полного достоинства, самоуважения и уважения к другим людям.

4.2. Принятие себя, своей судьбы и следование своему предназначению

Можно наметить два противоположных подхода к пониманию того, что такое судьба человека.

  1. Судьба — это путь, который может пройти только этот конкретный человек, поэтому появление каждого человека неслучайно. Судьба раскрывает себя в испытаниях, личном выборе и решениях, которые принимает человек. Она становится более ясной на каждом повороте пути, позволяя человеку проявить все имеющиеся у него потенциалы, способности и таланты.
  2. Судьба — это неумолимая сила, которая всегда из всех возможных вариантов выбора оставляет человеку только один-единственный путь, она лишает человека права выбирать и решать, поскольку благодаря ей всё предрешено. Выбор, перед которым человек оказывается — не больше, чем иллюзия, поскольку выбрать он всегда может только один, предопределённый вариант.

Как ни странно, оба варианта понимания судьбы верны. Если в человеке просыпается созидающая сила, генезис, в его жизни преобладает первое понимание слова «судьба», а если генезис внутри человека спит, то второе.

Проживание своей судьбы и следование своему предназначению в первом варианте — это процесс, при котором генезис преобразуется в экзистенциальную валюту, выпуском которой человек оплачивает свой выбор.

Что такое экзистенциальная валюта? Это любая, создаваемая человеком ценность для других людей, которую он выпускает в мир, говоря финансовым языком, эмитирует и может обменять на что-то другое (внимание, деньги, активы, известность, благодарность, славу и пр.).

Когда человек совершает процесс выбора, он выбирает, какую именно ценность он будет создавать. А когда ценность начинает создаваться, человек вкладывает свой генезис и время жизни в этот процесс, тем самым осуществляя экзистенциальную инвестицию и (в виде ценности) выпуская свою личную экзистенциальную валюту.

Созданная ценность может найти отклик у других людей или не найти его, выпущенная человеком экзистенциальная валюта либо дорожает, либо обесценивается. В обществе, основанном на этике вочеловечивания, шансов на то, что создаваемая человеком ценность, будет расти в цене, и другие люди будут готовы принять её, значительно больше, поскольку люди склонны предоставлять друг другу возможности для раскрытия способностей и талантов.

В отличии от денег, которые печатают государства, экзистенциальная валюта выпускается каждым человеком в виде создаваемых им для других ценностей. Разные экзистенциальные валюты могут обмениваться друг на друга. Чем больше в обществе создаётся экзистенциальной валюты за период времени, тем успешнее данное общество развивается. Еще одно важное отличие экзистенциальной валюты от денег состоит в том, что сколько бы экзистенциальной валюты ни было выпущено, это не приводит к падению её ценности.

Разумеется, как и генезис, экзистенциальная валюта не является просто и непосредственно измеримой величиной. Однако, косвенно прирост экзистенциальной валюты за период времени в обществе можно оценить, посчитав общее количество созданных за это время и успешно проданных произведений искусства, музыкальных композиций, фильмов, сериалов, книг, театральных пьес и постановок, изобретений и научных открытий, посчитав общее количество покупателей, зрителей, слушателей, и сравнив эти показатели с аналогичными в других обществах.

Судьба в первом смысле этого слова есть не только у людей, но и у стран.

Страна, лидирующая в мире, лидирует и по выпуску экзистенциальной валюты за выбранный период времени. Конечно, мы не говорим о возможности объективной и точной оценки. Более того, мы понимаем, что индекс Хирша и количество зрителей блокбастеров как бы являются показателями выпуска экзистенциальной валюты, и в то же время мы ощущаем какую-то «надутость», «лживость» и «расчеловеченность» этих вроде бы объективных показателей. Вопрос измерения эмитированной страной экзистенциальной валюты в любом случае решается конвенционально.

Судьба страны (в первом смысле этого слова) становится силой, формирующей будущее только если выпуск экзистенциальной валюты жителями страны (как бы мы ни договорились измерять её количество) уверенно растёт. Иными словами, только те страны, которые создают ценность для всего человечества, получают возможность выбирать, принимать решения и двигаться в будущее.

4.3. Преображение мира начинается с преображения самого себя

Разбудить в себе генезис, стать человеком-творцом или подчиниться действующим порядкам, нормам и правилам, смириться и просто «исполнять свою работу», — с этим вызовом сталкивается сегодня каждый человек. Если общество и государство построены на принципах этики расчеловечивания, то, как правило, человека толкают к смирению и подчинению. Если государство и общество базируются на принципах этики вочеловечивания, то каждый человек получает шанс разбудить в себе спящий генезис, стать источником субъективной реальности, хозяином своей судьбы, управленцем-шапероном и актором-конструктором.

Впрочем, всегда есть исключения из этих правил. Биографии людей, которые пошли против течения, хорошо нам известны.

Большой антропологический переход от этики расчеловечивания к этике вочеловечивания не может произойти усилиями одиночек, поэтому мы говорим об управленцах-шаперонах и акторах-конструкторах (современных аристократах), соединённых в коммуникативную сеть, о метаплатформе и отраслевых цифровых платформах, об исследовательском центре нового типа и акселераторе цифровых платформ как об условиях перехода к будущему.

С другой стороны, без Вашего, читатель, личного решения изменить свою жизнь, пробудить в себе генезис, стать человеком-творцом, хозяином своей судьбы, готовым исполнить своё предназначение, может ничего не получиться. Ваше решение, касающееся Вашей жизни, сегодня влияет на судьбу России. Тем не менее, Вы свободный человек, Вы свободны в своём выборе, в том числе Вы свободны в выборе одного из вариантов понимания слова «судьба».

Если Вы решите стать человеком-творцом, с чего начинать? Как разбудить в себе созидающую силу (генезис)? Как стать управленцем-шапероном, современным аристократом? Как стать хозяином своей судьбы?

Сейчас Вы можете рассчитывать только на себя и свои силы. Но в ближайшие годы нам предстоит создать (возможно, вместе с Вами, читатель):

  1. сеть школ управленцев-шаперонов — для тех, кто не является управленцем, но хочет ими стать;
  2. центральный офис и сеть филиалов Академии управленцев-шаперонов и акторов-конструкторов — для действующих управленцев, чтобы они начали осваивать новые подходы к управлению развитием;
  3. исследовательский центр нового типа (см. 3.3.)
  4. Акселератор государственных проектов цифровой трансформации (АГПЦТ) (см. 3.3.)

После создания этих институций появится маршрут для каждого человека, стремящегося стать управленцем-шапероном и актором-конструктором и участвовать в конструировании будущего России.

4.4. Человек-творец как смысл развития российской культурно-цивилизационной общности

Обладание созидающей силой (генезисом), которая проявляется в способности человека сотворить нечто новое, — это признак человека-творца. Принято считать, что генезисом обладают немногие избранные. Однако, развитие российской культурно-цивилизационной общности сегодня напрямую зависит от того, как много людей разбудят в себе эту спящую силу. Как они её применят, станут ли они управленцами-шаперонами, акторами-конструкторами (современными аристократами) — будут решать они сами.

Человек-творец как смысл развития российской культурно-цивилизационной общности, может быть охарактеризован следующим множеством свойств и качеств:

Он стремится

  • познавать природу и основания своего собственного мышления,
  • интуитивно постигать духовные истины,
  • развивать способности и таланты своей души,
  • максимально усиливать свой генезис,
  • творить культурные, интеллектуальные, духовные смыслы,
  • активно заниматься научными исследованиями, изобретать и конструировать технические устройства, технологии, проектировать инженерные и архитектурные объекты, которые помогают ему изменять среду своего обитания,
  • постоянно выходить за пределы известного и освоенного, расширять среду своего обитания,
  • постоянно развивать свой интеллект, свои инженерные и технические возможности, получать новые знания и навыки,
  • постоянно совершенствовать социальные институты и правила функционирования экономики, системы образования, здравоохранения, а также производственные, логистические, информационные и торговые сети и системы,
  • свои действия и решения основывать на уважении к позиции другого человека, однако строить свою жизнь в соответствии с собственными принципами и правилами, не навязанными извне, а сознательно выбранными,
  • открыто заявлять свою позицию в любой ситуации,
  • говорить правду, жить в правде, не лгать, не изворачиваться, не прикидываться, не делать вид, что согласен, не идти на компромисс, там, где не хочешь этого делать,
  • всюду следовать смыслам, и отказываться от деятельности, в которой смысла не видит,
  • принимать решения, которые интуитивно воспринимаются как верные, чтобы помогать судьбе раскрыть все варианты дальнейшего пути,
  • выбирать путь сердцем, совестью, а не умом, идти вслед за порывами своей души и за зовом духа, а не за моделями разума,
  • не прогнозировать будущее, а конструировать и строить его по своему выбору,
  • принимать на себя роль управленца-шаперона и актора-конструктора при необходимости решения задач развития сверхкомплексных систем, сетей и иных образований, не отказываться от роли современного аристократа,
  • не покушаться на свободу воли другого человека, на жизнь, честь и достоинство другого человека, не принуждать другого человека к чему-либо (в том числе к совершению выбора),
  • во всех поступках и решениях руководствоваться принципами этики вочеловечивания.

Генезис человека-творца — это сила, которая принципиально (этически) антиэнтропийна, она лежит в основе любого усложнения, развития, приумножения, роста, в основе любой эволюции. Человек-творец создаёт новую реальность с помощью генезиса, и когда его творчество соприкасается с творчеством других людей-творцов, возникает чудный новый мир, созданный ими вместе.

Список литературы

1. Источник.

2. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука, 1977

3. Капица С. П. Общая теория роста человечества. – М.: Наука, 1999

4. Kapitza S. P. Global Population Blow up and After. The demographic revolution and information society. A Report to the Club of Rome. – Moscow; Hamburg: Tolleranza, 2007

5. Источник.

6. Буданов В.Г. Синергетика и теория сложности: междисциплинарный подход. Часть I. Принципы. Методология. Образование. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. 180 с.

7. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Сетевые информационные революции и большой антропологический переход: эволюционный аспект.

8. Очень красивые и экологичные решения для ветровой энергии: Источник 1, Источник 2.

9. Источник.

10. Социально-экономический бюллетень 2021 / Институт социально-экономического прогнозирования им. Д.И. Менделеева, Сретенский клуб им. С.П. Курдюмова; А.В. Щербаков (гл. ред.), В.Г. Буданов, Л.А. Колесова, А.С. Шохов, Д.Ю. Золотарев, А.В. Олескин, В.С. Курдюмов, Н.Ю. Лобачев; под редакцией А.В. Щербакова. М.: Грифон, 2022, с. 86-94.

11. Нассим Талеб. Шкура на кону. Скрытая асимметрия повседневной жизни. М., 2018.

12. Луман Н. Что такое коммуникация? Пер. с нем. Д. Озирченко. Социологический журнал. 1995. №3. с. 114-122.

13. Луман Н. Дифференциация. Никлас Луман.  Москва: Издательство "Логос", 2006. 320 с.

14. Луман Н. Власть. / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2001. 256 с.

15. Олескин А.В. Децентрализованная сетевая организация научного сообщества. Перспективы и проблемы. М., Ленанд, 2021, 144 с.

16. Источник.

17. Источник.

18. Источник.

19. Источник.

20. Источник.

21. Источник.

22. Источник.

23. Источник.

24. Источник.

25. Авиационные средства пожаротушения: Источник 1, Источник 2.

26. Источник.

27. Источник.

28. Источник.

29. Источник.

30. Источник.

31. Богатая Л.Н. Многомерное мышление в контексте развития представлений о многомерности. // Философия мышления [сборник статей] / ред. кол. Л. Н. Богатая, И. С. Добронравова, Ф. В. Лазарев; отв. ред. Л. Н. Богатая. Одесса: Печатный дом, 2013. С. 131–161.