Жизнецентричная модель экономики в солидарном обществе
К традиционным ценностям относятся жизнь,…справедливость,…
Указ Президента РФ №809
«Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных
духовно-нравственных ценностей»
Жизнь — создание мира по законам гармонии и целесообразности
Народная мудрость
Капитализм, как очередная стадия общественного развития, просуществовав несколько столетий, достигнув небывалого экономического и социального прогресса, под грузом неразрешимых проблем и противоречий приблизился к неизбежному финишу.
Пропасть между богатыми и бедными, необратимое истребление ресурсной базы планеты и переход за красную черту её экологической устойчивости, финансовый пузырь, превративший мировую экономику в гигантское казино, духовно-нравственная деградация человека — вот далеко не полный перечень фатальных спутников капитализма - общества безудержного потребления и неистребимой погони за прибылью. Парадоксально, но факт — с закатом капитализма согласны не только критики, но и его апологеты.
Социализм, пришедший на смену капитализма, с его атрибутами -государственной собственностью и плановой экономикой — просуществовал, по историческим меркам, увы, не долго и фактически трансформировался в государственный капитализм, растерял свои цивилизационные преимущества, так и не став альтернативой своему предшественнику.
Произошло это не столько по причине идейно-концептуальной погрешимости замысла, сколько от недостатка творческой пассионарности и решимости его исполнителей.
Где же выход? Выход есть.
Справедливость
На исторической авансцене будет востребована иная экономическая модель, где отсутствует наёмный труд, повсеместно торжествует принцип справедливости, а высшей целью является не прибыль, как при капитализме, и не сильное государство, как при социализме, а благополучие человека, как образа и подобия Творца. Такую экономику целесообразно назвать жизнецентричной, общество солидарным, а этику — гармоничным сотрудничеством.
Справедливость - ключевой принцип в новой экономике. В экономической науке под справедливостью понимается требование равенства всех участников производства товаров и услуг в распределении вновь созданной стоимости - дохода предприятия или, если речь идёт о стране, валового внутреннего продукта — ВВП, между тремя выгодополучателями: собственниками (прибыль), государством (налоги) и наёмными работниками (оплата труда). При этом очень важно со стороны государства обеспечить баланс интересов всех участников и не допустить, как необоснованного обогащения меньшинства за счёт обнищания большинства, так и уравниловки и патернализма.
В качестве примера рассмотрим распределение вновь созданного богатства — ВВП России, а это 130 трлн. руб. — по итогам 2021 года.
Итак, на долю чистой прибыли после налогообложения, которой распорядились собственники, пришлось 55 трлн. руб. или 42% от ВВП России. В государственную казну в виде налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды, поступили 48 трлн. руб. или 37%, а остальные 27 трлн. руб. или 21% достались примерно 50-ти млн, работникам, занятых в экономической сфере, обеспечив им чистый среднемесячный доход, равный 45 тыс. руб.
Вывод неутешительный: несколько тысяч собственников получили по итогам 2021 года в своё распоряжение в 2 раза больше денежных средств по сравнению с 50-тью миллионами наёмных работников. А если, в целом, посчитать общие расходы на заработную плату, включая бюджетников, и допустить, что более половины бюджетных и внебюджетных средств также расходуются на оплату труда в сферах образования, здравоохранения, обеспечения безопасности и т.д., то общая доля оплаты труда в структуре ВВП РФ не превысит 42-45%, что на 20-25% ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Чтобы исправить сложившийся перекос в распределении ВВП страны в пользу трудящихся и существенно уменьшить имущественное расслоение граждан, дабы ликвидировать бедность и обеспечить торжество справедливости в условиях новой экономической модели, необходимо на государственном уровне принять три решения.
Первое. Законодательно ограничить максимальный размер прибыли на любом предприятии размером фонда оплаты труда (ФОТ) его работников, исключив из этого правила предприятия, реализующие свою продукцию на экспорт по более выгодной мировой цене, а также тех, кто вывел на рынок инновационный продукт, не имеющий аналогов в стране. При этом на внутренний рынок предприятия-экспортёры реализуют продукцию в объёме, согласно утверждённым Правительством РФ квотам, по ценовой шкале, обеспечивающей паритет между прибылью и ФОТ.
Второе. Чтобы не было соблазна у предприятий (после принятия первого решения) в чрезмерном увеличении заработной платы, а значит и прибыли, целесообразно ограничить среднюю оплату труда в субъектах экономики, по отношению к средней зарплате в бюджетной сфере региона присутствия, предельным коэффициентом желательно не более двух, максимум трёх единиц. На граждан творческих профессий — учёных, деятелей культуры, изобретателей и других, чей доход формируется за счёт отчислений от авторских прав или роялти — это правило не распространяется.
Третье. Для окончательного торжества принципа справедливости необходимо решиться на принятие ещё одного шага, неплохо зарекомендовавшего себя в некоторых странах с либеральной экономикой. Речь идёт о введении на предприятиях, учреждениях (включая бюджетные), предельного коэффициента между доходами 10% самых высокооплачиваемых работников и 10% низкооплачиваемых. Разумной величиной данного коэффициента представляются цифры от 3 до 5-ти.
Некоторые эксперты могут возразить и предложить не ограничивать прибыль предприятий размером фонда оплаты труда, а ввести дополнительный налог на сверхприбыль и, таким образом, решить проблему. Однако это разумное предложение противоречит логике дальнейших наших суждений.
В результате принятия вышеизложенных решений существенно изменится структура ВВП России: доля прибыли в нём снизится с 42% до 20-25%, а ФОТ в экономике, наоборот, возрастёт с 21% до 35-40%, что приведёт практически к удвоению заработной платы наёмных работников, в первую очередь, низкооплачиваемых, а следовательно и к росту экономики, вследствие растущего с их стороны спроса на отечественные товары и услуги. Доля налогов в структуре ВВП останется неизменной — на уровне 37-40%.
Регулирование и уменьшение доли прибыли в структуре доходов предприятий и ВВП страны в целом приведёт, во-первых, к изменению и стабилизации цен на внутреннем рынке, а значит их независимости от мировой конъюнктуры, а, во-вторых, к значительному сокращению объёмов ежегодного оттока капитала за рубеж.
Важно отметить, что ограничение прибыли до уровня ФОТа коснётся относительно небольшого числа предприятий, прежде всего, высокорентабельных отраслей сырьевого комплекса и некоторых направлений сферы услуг, что приведёт к снижению цен на их продукцию и услуги на внутреннем рынке, а следовательно перетоку средств широкому кругу их потребителей, прежде всего в обрабатывающие отрасли, работающие в настоящее время на предельно низком уровне рентабельности с объёмом прибыли в несколько раз ниже размера ФОТа. По этой причине в этих отраслях заработная плата и прибыль возрастут, что в значительной степени снимет напряжение межотраслевого экономического дисбаланса, существующего в настоящее время между добывающим и обрабатывающим промышленными комплексами.
Политические итоги от принятых решений превзойдут все ожидания: градус недовольства в обществе значительно снизится, а его консолидация в поддержку органов власти, проводящих новый экономический курс, возрастёт.
Налоги
Логика внедрения жизнецентричной модели экономики предусматривает переход на концептуально иную систему налогообложения - ресурсную, предполагающую отказ от налогообложения результатов труда (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости), которое не стимулирует производство, а также легко поддаётся манипуляции, оптимизации и очень трудно администрируется как налогоплательщиками, так и фискальными органами.
В этой связи, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с начислениями в социальные фонды и налог на добавленную стоимость (НДС) упраздняются. На смену им придут рентные платежи на природные ресурсы, налоги на потребление, акцизы, платежи за пользование государственной инфраструктурой, а также от внешнеэкономической деятельности.
Так рентные платежи за энергоресурсы, равномерно включённые в стоимость нефтепродуктов, газа, в тарифы на электроэнергию, тепло могут обеспечить до трети всех поступлений в бюджет. Кроме того, регулируя платежи и тарифы за энергоресурсы между юридическими и физическими лицами, а также между отраслями, представляется возможным поддерживать разумный баланс между ними и справедливую доходность всех энергопотребителей, стимулируя при этом экономию энергоресурсов, поскольку сам факт оплаты за их потребление будет одновременно и платежом в бюджет. Именно в этом и состоит преимущество ресурсной системы налогообложения.
Не менее четверти бюджетных поступлений предлагается получать от использования государственной инфраструктуры, например, только от национальной платёжной системы за счёт комиссии от каждой финансовой транзакции в размере всего 0,3%, объём поступлений в бюджет составит порядка 10 трлн. руб. в год. Не меньше средств будет поступать в бюджет от участников внешнеторговой деятельности.
Очень важным и значительным по объёму должен стать налог на роскошь, а точнее на избыточное потребление, будь то площадь дома, квартиры, земельного участка или предметы роскоши — дорогой автомобиль, яхта, самолёт и т.д. Этот налог важен исключительно по этическим соображениям, так как он будет не только соответствовать принципу справедливости, но и стимулировать разумное потребление.
Безусловно, бюджет будет пополняться акцизами, штрафами, земельным налогом. В случае, если названных источников поступления в бюджетную систему страны окажется недостаточно, то не исключается и применение умеренного налога с продаж.
Преимущества предложенной системы налогообложения очевидны:
- упрощается налоговое администрирование, повышается прозрачность, открытость и справедливость налоговой системы, а следовательно снижается уровень коррупции;
- повсеместно стимулируется экономия ресурсов и затрат как юридическими, так и физическими лицами, поскольку все они, пользуясь ресурсами, являются одновременно и налогоплательщиками;
- повышается мотивация бизнеса в наращивании экспортного и инновационного потенциала;
- происходит декриминализация экономической сферы, фактически обнуляются теневая экономика и серые зарплаты;
- вырабатываются стандарты умеренного, разумного потребления, происходит нравственное оздоровление общества.
Цены
Чрезвычайно важно в жизнецентричной экономике предусмотреть комплекс мер, предупреждающий инфляцию и не допускающий роста цен. С этой целью проанализируем основные причины, вызывающие в настоящее время повышение цен, и разместим их в убывающем порядке по степени важности:
- неограниченный рост прибыли (жадность);
- незащищённость внутренних цен от мировой конъюнктуры;
- высокая стоимость кредитных ресурсов;
- колебания валютного курса рубля;
- фактор НДС;
- создание искусственного товарного дефицита, сезонность;
- повышение доли денежной массы в экономике;
- низкая эффективность механизма антимонопольного сдерживания цен.
В новой экономике нет причин для инфляции и роста цен в первую очередь потому, что решение о зависимости прибыли от объёма ФОТа, а также привязка средней оплаты в рыночной сфере к её размеру в бюджетной, фактически являются сдерживающими регуляторами роста цен и обеспечивают их независимость на внутреннем рынке от мировых. Однако в случае резкого колебания цен на импортируемые товары, особенно товары критического импорта, целесообразно применить механизм бюджетного субсидирования при резком их повышении, или, наоборот, ввести импортные пошлины при их демпинговом снижении и защитить, таким образом, внутренний рынок от колебаний мировых цен.
Что касается высокой процентной ставки заёмных средств и колебаний валютного курса рубля, вызывающих инфляцию и рост цен, то для купирования ситуации достаточно ЦБ РФ последовать примеру ведущих финансовых регуляторов мира и установить учётную ставку на свои ресурсы в пределах от 0 до 1%, а валютный курс рубля должен быть прогнозируемым и зависеть исключительно от ППС — паритета покупательской способности по отношению к основным мировым валютам, а не от спекулятивных колебаний мировых цен на углеводороды, превративших рубль в очень привлекательный инструмент валютных спекуляций.
В этой связи сделаем небольшое отступление для того, чтобы обратить внимание законодателей на принятие радикального решения по обеспечению валютной независимости России, для чего необходимо ввести в оборот денежную единицу, приравненную к стоимости самого надежного
денежного эквивалента - одного киловатт-часа. Некоторые учёные (В.И. Кошкин) предлагают её назвать энергорубль или сокращенно — ЭРГ.
У эрга будет реальное конкурентное преимущество перед другими мировыми валютами, поскольку в основе его обеспечения станут крупнейшие в мире энергетические запасы России.
Одновременно представится возможность экономить огромные ресурсы на добыче, обработке и хранении золота, как потерявшего своё обеспечительно — валютное значение. Положительный как экологический, так и антикриминальный эффект от прекращения добычи золота очевиден.
Далее, влияние НДС на инфляцию в новой экономике исключается по причине его упразднения.
Для борьбы с искусственным дефицитом тех или иных товаров на потребительском рынке потребуется шире применять механизм товарных закупок и товарных интервенций федеральной службой государственного резерва, а сезонные колебания цен на некоторые товары необходимо демпфировать тщательным планированием их производства в России, а при необходимости — закупками за рубежом.
Что касается количества денежной массы в экономике, то при экономическом росте, а именно это произойдёт при переходе на новую модель, увеличение доли денежной массы в экономике фактически не повлияет на инфляцию (пример КНР), тем не менее, желательно подстраховаться созданием второго инвестиционного, безналичного, финансового контура в стране.
И, наконец, предложенный механизм регулирования прибыли, дополненный мерами информационной открытости экономической среды, в разы увеличит эффективность работы антимонопольной службы.
Собственность
Фундаментальной проблемой экономики, так и не нашедшей до сих пор справедливого решения, является вопрос собственности, превратившейся в экзистенциальное противоречие между трудом и капиталом, характерного, как для рыночной, так и плановой экономики. В основе его — отчуждённость наёмного работника от результатов труда.
В самом деле, при производстве новой стоимости активное участие принимают два субъекта: собственник(-и) существующего капитала и наёмные работники, при пассивном регуляторном поведении третьего участника — собственника природных ресурсов, то есть государства.
Возникает вопрос: почему прибыль — цель производства — достаётся только собственнику(-ам) капитала? Справедливо ли это? Или другой пример чудовищной несправедливости, который мы повсеместно наблюдаем при продаже предприятия или его части, когда вся выручка, а это зачастую десятки и сотни миллиардов рублей, достаётся только собственникам, а трудовой коллектив, благодаря которому произошла капитализация предприятия, остаётся ни с чем.
В жизнецентричной модели экономики противоречие между трудом и капиталом решается следующим образом: принимается федеральное рамочное законодательство, согласно которому работники предприятий в течение определённого срока (5-10 лет), соответствующему принятому сроку оборота (или окупаемости) капитала, зарабатывают причитающуюся им долю собственности. Именно зарабатывают, а не выкупают.
Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере: предположим, в соответствие с внутрикорпоративным договором, 40% собственности предприятия должны перейти (заработаны) трудовому коллективу в течение 5 лет. Следовательно, ежегодно 8% акций предприятия будут зарабатываться и распределяться среди работников пропорционально их оплате труда.
Однако особенность передачи собственности трудовому коллективу в новой модели экономики заключается в том, что процесс её распределения, а точнее перераспределения среди сотрудников является непрерывным, то есть какая-то часть собственности (в данном примере 8%) будет ежегодно перераспределятся среди них. Такой порядок позволит собственности постоянно оставаться в трудовом коллективе, несмотря на его сменяемость по естественным причинам, а значит и дивиденды будут получать те сотрудники, кто непосредственно работает на предприятии, что позитивно отразится на эффективности их работы.
Тем не менее, небольшая часть собственности предприятия на короткое время может отчуждаться за пределы трудового коллектива, например, если сотрудник увольняется в связи с выходом на заслуженный отдых или по другой уважительной причине, его доля собственности не аннулируется, но ежегодно будет уменьшаться в соответствии с принятым сроком оборота капитала. В нашем примере пенсионер в течение 5 лет будет получать дивиденды по убывающему графику, что будет хорошим подспорьем к пенсии, а вновь принятый работник, аналогичным образом, в течение пяти лет будет ежегодно зарабатывать причитающуюся ему долю собственности по восходящему графику.
Для того, чтобы собственность справедливо была распределена между высокооплачиваемым управленческим персоналом и остальными работниками, представляется целесообразным определить квоты для каждой группы сотрудников.
Так в общих чертах выглядит трансформация собственности в жизнецентричной экономике, которой суждено отправить на свалку истории институт наёмничества — родовое проклятие капитализма.
Примечательно, что в настоящее время за рубежом весьма активно реализуется программа ESOP (Employee Stock Ownership Plan) — план владениями акциями сотрудников. К опыту её внедрения и полученным результатам необходимо внимательно присмотреться.
Среди множества очевидных достоинств предложенной системы наделения трудового коллектива частью собственности предприятия, перечислять их нет смысла, тем не менее, необходимо выделить главные.
Во-первых, наёмный работник становится сособственником предприятия, а значит меняется его не только социальный, но и качественный статус он превращается в сотрудника; следовательно, прежнее его соперничество с собственником постепенно перейдёт в заинтересованное, бесконфликтное сотрудничество, что повлечёт за собой, пусть и не сразу, позитивные изменения в нравственной атмосфере на предприятиях и в обществе.
Во-вторых, в трудовых коллективах появятся дополнительные стимулы для раскрытия потенциала творческой инициативы, изобретательства среди сотрудников, создания в коллективах атмосферы постоянного поиска резервов и усовершенствования производства, то есть всего того, что принято называть бережливым производством. В этой связи крайне важно выработать систему постоянного конвертирования новаторского поведения сотрудников в моральные стимулы и их финансовое поощрение, для чего на дополнительные доходы, полученные сотрудниками за инновации, перераспределять ежегодно акции с повышающим коэффициентом.
Информационная открытость
Открытость экономических отношений является главным условием функционирования жизнецентричной экономики, так как она определяет:
- уровень доверия между всеми субъектами экономического процесса;
- объективность и справедливость калькуляции производственных затрат и ценообразования на товары и услуги;
- целевое использование амортизационных отчислений;
- прозрачность отношений с различными проверяющими и надзорными органами власти;
- логистику продвижения товаров и услуг до потребителей.
Прозрачность экономики достигается принятием решения о повсеместном и обязательном применении цифрового института доверия - технологии распределённого реестра - блокчейна, который обеспечит открытый доступ при:
- заключении хозяйственных и кредитных договоров;
- осуществлении финансовых транзакций;
- формировании затрат на производство товаров и услуг, их себестоимости и цены реализации;
- распределении доходов предприятий на формирование ФОТа, прибыли, выплаты дивидендов, уплаты налогов и сборов.
Информационная открытость в экономике приведёт к следующим позитивным переменам:
Первая. Произойдет беспрецедентное наращивание кооперационных как вертикальных, так и горизонтальных связей среди предприятий, что в целом повысит эффективность всей экономической системы.
Вторая. Существенным образом изменится алгоритм взаимоотношений фискальных, надзорных и контролирующих органов государственной власти с бизнесом. Весьма вероятно сокращение их численности.
Третья. Упростится порядок проведения торгово-закупочных процедур в рыночной и бюджетной сферах, а также контроль за их исполнением Четвёртая. Значительно сократится уровень коррупции. Произойдёт нравственное оздоровление общества, повысится уровень его солидарности, доверия и сотрудничества.
Институт развития
Жизнецентричную экономику трудно представить без функционирования совершенно уникального института развития человека, территории, общества и страны — Фонда будущих поколений (ФБП), исполняющего роль, с одной стороны, финансового оператора по бюджетированию пожизненных, социальных потребностей граждан РФ, а, с другой, национального акселератора крупных, стратегических проектов, выводящих Россию на новый эволюционный уровень экономического, социального и духовного развития в мире.
На каждого гражданина России в Фонде будет открыт лицевой счёт, на который будут зачислены денежные средства, эквивалентные стоимости исполнения предстоящих по отношению к нему со стороны государства пожизненных, основных социальных обязательств. Речь идёт о бюджетных расходах на поддержку материнства и детства, образования и здравоохранения.
Расчёты показывают, что в 2021 году консолидированные государственные расходы в расчёте на одного гражданина по этим статьям составили примерно 75 тыс. руб. Следовательно, при средней продолжительности жизни 75 лет, на каждого гражданина страны государство должно выделить, в масштабе цен 2021 года, 5,6 млн. рублей для обеспечения его социальных потребностей в течении жизни. Однако, в условиях предлагаемой модели экономики, эту сумму целесообразно увеличить почти в полтора раза и довести до 8 млн. рублей, существенно повысив при этом качество предоставляемых социальных услуг, включая всеобщее, бесплатное, профессиональное образование.
Таким образом, на лицевой счёт новорождённого жителя страны будет зачислена сумма 8 млн. руб., а 50-ти летнего гражданина — остаток суммы, обеспечивающей его бесплатное медицинское обслуживание в течении оставшихся 25 лет до достижения им средней продолжительности жизни -75 лет. При годовой бюджетной норме расхода на медицинское обслуживание, равной примерно 40 тыс. рублей (на четверть выше фактического), остаток средств на его лицевом счёте составит (40 тыс. руб. х 25 лет) 1 млн. руб.
Учёт средств в ФБП будет вестись по каждому лицевому счёту, а в целом финансирование Фондом социальных благ граждан разумно осуществлять на солидарной основе.
В итоге, консолидированная сумма всех лицевых счетов граждан России в Фонде превысит 150 трлн. руб. Причём, по экспертным оценкам, эта сумма оказалась тождественной объёму безвозвратного вывоза капитала из России за последние 30 лет. Поэтому совершенно справедливо, если источником этих средств в Фонде будет эмиссионный, беспроцентный и бессрочный кредит ЦБ России, а обеспечительными мерами, в случае их необходимости, могут быть запасы разведанных углеводородов, оцениваемых почти в 500 трлн. рублей.
Возникает справедливый вопрос: достаточно ли окажется средств в консолидированном бюджете страны для того, чтобы профинансировать повышенные расходные обязательства на оказание социальных услуг гражданам, плюс, увеличенную (без учёта инфляции) минимум в полтора раза к уровню 2021 года, ежемесячную пенсию? Опять-таки, детальные расчёты показывают, что в новой экономической модели все основные социальные расходы, даже увеличенные в полтора раза, включая пенсии, не превысят половины консолидированного бюджета страны, что позволит успешно финансировать все прочие статьи бюджетных обязательств. Так, ежегодные расходы на социальные нужды, включая пенсии, в расчёте на одного гражданина в новой экономике составят в среднем (в масштабе цен 2021 года) 180 тыс. руб., а поступления в бюджет —360 тыс. руб. т.е. в два раза выше, что предполагает возможность дальнейшего увеличения бюджетных средств на исполнение социальных нужд граждан РФ.
При рождении в России примерно 2 млн. детей в год, Фонд будет пополняться (2 млн. чел. х 8 млн. руб.) на 16 трлн. руб. Примерно такая же сумма будет ежегодно расходоваться Фондом на текущее финансирование всей системы образования, здравоохранения и поддержку материнства и детства. Данные расходы Фонда будут предъявляться бюджету для их последующего возврата ЦБ России. Консолидированный, неснижаемый остаток средств на лицевых счетах в Фонде составит порядка 150 трлн. рублей, которые будут использоваться, на возвратной основе, для финансирования крупных социально - экономических проектов.
Чтобы исключить влияние инфляции (при её наличии) на средства ФБП, ежегодно будет производиться переоценка его остатка с учётом индекса инфляции. А в случае, если ресурсы Фонда будут изначально номинированы в новой денежной единице, приравненной к одному киловатт-часу, необходимости в индексации вообще не будет.
К неоспоримым преимуществам организации Фонда будущих поколений уверенно можно отнести:
Во-первых, Фонд непосредственно будет осуществлять финансирование организаций, учреждений и предприятий, независимо от их формы собственности, оказывающих качественные социальные услуги гражданам России, по единым достойным нормативам, что устранит существующее социальное неравенство между регионами и гражданами, достигшее в настоящее время опасных пределов, угрожающих единству страны. Безусловно, данное решение упрочит политическую устойчивость государства; Во-вторых, функционирование Фонда, как института развития, в короткие исторические сроки даст возможность осуществить реконструкцию всей социально-экономической системы России, а наделение Фонда полномочиями оператора безналичного, финансового контура позволит реализовать множество гигантских инвестиционных проектов, не опасаясь риска инфляции.
Главным критерием использования ресурсов Фонда будущих поколений при реализации мегапроектов является достижение мультипликативного как экономического, так и социального результата, при стопроцентной гарантии возврата финансовых средств.
Приведём некоторые примеры использования ФБП.
Пример первый. Давно вынашивается идея помочь гражданам России снизить их финансовую зависимость от дорогих потребительских кредитов, включая ипотечные. С этой целью целесообразно принять решение о выкупе всех потребительских кредитных договоров у кредитных организаций под обязательства Фонда, перекредитовав затем заёмщиков под 1 % годовых и, таким образом, обеспечить экономию гражданам на уплате процентов, сумму, равную примерно З трлн. руб. в год. Одновременно бюджеты всех уровней сэкономят сотни миллиардов рублей, выделяемых на субсидирование ипотечных и прочих кредитов, а в кредитных учреждениях освободятся десятки триллионов рублей для инвестиций в экономику. Что касается заёмщиков, то они отреагируют на данное решение не иначе как бэби-бумом, поскольку постоянно откладывали ранее рождение детей из-за дорогих кредитов.
Чтобы впредь исключить подобные ситуации на рынке потребительского кредитования, важно принять решение об ограничении суммы кредитов, выдаваемых гражданам, размером не более одной трети их годового дохода, а ипотечные и прочие долгосрочные кредиты предоставлять непосредственно из ФБП под низкую процентную ставку.
Пример второй. С помощью Фонда возможно решать и крупные демографические проекты, в первую очередь, в регионах с убывающим населением, где молодым семьям целесообразно предоставлять долгосрочную беспроцентную ссуду до 15-20 млн. руб. для строительства усадебного дома и организации собственного дела с отсрочкой первого платежа в течение трёх лет. А далее напрашивается решение о компенсации части ссуды заёмщикам за счет бюджетных средств с рождением каждого ребенка. Это был бы хороший стимул для роста населения и их экономической занятости.
Пример третий. Чтобы связать областные и многие муниципальные центры России качественным автомобильным сообщением, необходимо реконструировать и построить ориентировочно 50 тыс. км широкополосных дорог общей стоимостью примерно 20 трлн. рублей. Не станет большой проблемой осуществить этот крупнейший инфраструктурный проект в течение 5-7 лет за счёт предоставления Фондом недорого кредита Правительству РФ, а возврат средств, как показывают расчёты, будет обеспечен в течение 10-12 лет благодаря росту ВВП от самого факта наличия качественных дорог, а, следовательно, дополнительным доходам в бюджет, которые обеспечат возврат кредита Фонду.
Подобных примеров использования средств Фонда в интересах граждан России, общества и государства можно привести множество.
Таким образом, Фонд будущих поколений в жизнецентричной экономике станет мощным фактором оздоровительной реконструкции всей системы жизнеустройства страны и построения солидарного общества — гаранта политической стабильности РОССИИ.
Итоги
Подводя общие итоги, следует отметить: планомерно, поэтапно и последовательно внедряя новую, жизнецентричную, экономическую модель в Российской Федерации, представляется возможным в течение короткого исторического периода сменить ненасильственным, мирным способом общественно—экономический строй в стране и перейти от капитализма к солидарному обществу, подкрепив его соответствующим реформированием существующей системы политического устройства.
В России, впервые в мире, возникнет новый социально—политический феномен — солидаризм, с этикой справедливости и сотрудничества.
Это и есть революция сверху...
Заключение
Настоящая статья охватывает далеко не полный перечень всех аспектов жизнецентричной экономической модели и претендует лишь на освещение концептуальных её направлений, как первой ступени на пути созидания справедливой экономики.