Комментарии на загадочное выступление президента РФ Владимира Путина на ПМЭФ 16 июня 2023 г.
Конечно, выступление Президента РФ Владимира Путина на ПМЭФ 16 июня 2023 г. стало ключевым событием форума. Его слушали и смотрели не только в России, но и во всем мире. Что, кстати, свидетельствует о высокой значимости Российской Федерации в мировой политике и экономике.
Хотел бы прокомментировать некоторые фрагменты из указанного выступления. Прежде всего, мне показалось, что политическая часть доклада более конкретна и интересна, чем экономическая. Я имею в виду заявления Президента о ситуации на Украине, таких ее аспектах, как: специальная военная операция, украинское контрнаступление, президент Зеленский, втягивание НАТО в военный конфликт и др. Так, президент Путин показал, что риск втягивания НАТО в прямое вооруженное противостояние очень велик: «Но если они (самолеты, участвующие в боевых действиях на Украине – В.К.) будут располагаться на авиабазах за границей Украины, а использоваться в боевых действиях, мы должны будем посмотреть на то, как нам поражать и где нам поражать те средства, которые в боевых действиях против нас. Это серьезная опасность втягивания НАТО в этот вооруженный конфликт».
Думаю, что особенно тщательно на Западе будут анализировать ту часть выступления, которая касается возможности применения Россией ядерного оружия.
Честно скажу, что не все в политической части выступления Президента мне понятно. Может быть, в силу каких-то недоговорок докладчика. А, может быть, в силу того что ему хотелось «представить желаемое действительным». Например: «Что касается демилитаризации. Скоро Украина перестанет вообще использовать свою собственную технику. Ничего не остается. Все, что они используют, это извне привезено. Но так долго не навоюешь». Согласно разным источникам, уже сегодня от 80 до 90% оружия, применяемого украинскими вооруженными силами, следует отнести к «привозному». И пока они воюют. Думаю, что будут воевать и при 100 процентах привозного оружия. Скорее, более критическим ограничением является количество «пушечного мяса», которым располагает режим Зеленского. Также есть вопрос и по такой фразе: «Если дальше эти атаки на наши прилегающие территории будут продолжаться, мы рассмотрим возможность создания санитарного кордона на украинской территории. Они должны просто понимать, к чему они это все ведут». А вопрос мой предельно прост: «Почему этот санитарный кордон не был создан в тот же самый день, когда стартовала СВО, т.е. 24 февраля 2022 года?». Или у нас недостаточно регулярных вооруженных сил для обеспечения санитарной зоны? Или это просчет тех, кто планировал СВО? Или это чей-то злой умысел? И почему бы оперативно не исправить эту ошибку и прямо с трибуны форума не объявить о создании надежной санитарной зоны?
Менее интересной для меня была экономическая часть выступления. В силу того, что ничего принципиально нового по сравнению с тем, что говорил Президент на предыдущем Питерском форуме и на других площадках (скажем, послание Президента РФ к Федеральному собранию 21 февраля 2023 года), я не обнаружил. И, тем не менее, вопросов по экономической части у меня намного больше, чем по военной и политической. Поэтому мои комментарии по преимуществу приняли форму вопросов. Ограничусь лишь некоторыми фрагментами из выступления и соответствующими вопросами-комментариями.
- «Сегодня наши государственные финансы в целом сбалансированы. Есть небольшой текущий дефицит федерального бюджета…». Назвать наши государственные финансы сбалансированными никак нельзя. Бюджет действительно имеет дефицит. По закону о бюджете на 2023 год он по итогам года должен составить 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. Разве его можно назвать «небольшим»? Рекордный дефицит был зафиксирован в 2016 году – 1,4 трлн руб. А на этот год дефицит запланирован в два с лишним раза превышающий величину рекордного! Более того, по итогам пяти месяцев этого года бюджетный дефицит уже достиг величины 3,4 трлн рублей, т.е. на 0,5 трлн рублей превышен годовой «план». Также нелишне обратить внимание на то, что за последние 12 месяцев с июня 2022 по май 2023 фактически сформированный дефицит федерального бюджета РФ составил фантастическую величину 8,2 трлн рублей. Это уже эквивалентно почти 5,7% ВВП РФ. Если такой бюджет считать «сбалансированным», то что же, с точки зрения российского руководства, считать «несбалансированным» бюджетом?
- «Заметным событием и мощным стимулом для нашего бизнеса стало замещение транснациональных корпораций, которые ушли с российского рынка. К сожалению, они не смогли устоять под мощным политическим давлением зарубежных политических элит». В этом фрагменте меня смущает слово «к сожалению». Вообще-то уход из России даже части ТНК, которые сосали соки из нашей страны, подавляющая часть граждан восприняли как облегчение. И далекие от экономики люди, и российские предприниматели говорят «к сожалению» в совершенно другом смысле: «к сожалению далеко не все ТНК ушли из России». Россия остается по-прежнему объектом политики неоколониализма. Может быть, фраза «к сожалению» является оговоркой? Вероятно, Президент хотел сказать «к счастью»?
- «…уродливая по своей сути неоколониальная международная система прекратила свое существование». То, что после развала колониальной международной системы (после второй мировой войны) возникла неоколониальная, — очевидный факт. Об этом все было написано еще в советских учебниках. А то, что после развала СССР и образования на его обломках Российской Федерации последняя стала объектом неоколониализма, также известно. Хотя вслух наши чиновники никогда не озвучивали и до сих пор не озвучивают этот очевидный «медицинский факт». Основой неоколониализма является мировая долларовая система, которая позволяла и позволяет грабить Соединенным Штатам страны третьего мира и страны с так называемой «переходной экономикой». Доллар США пока сохраняет свои доминирующие позиции, неоколониализм никуда не исчезал. Россия остается объектом неоколониального ограбления. По данным Банка России, в прошлом году чистый отток капитала из России составил 227 млрд долл. Плюс к этому из страны дочерними структурами ТНК из страны были выведены инвестиционные доходы на сумму 76,4 млрд долл. Такого рекордного «отжима» валютно-финансовых ресурсов из Российской Федерации не было за все три десятилетия ее существования. Если это не неоколониализм, тогда что есть неоколониализм?
- «…здравый смысл, энергия бизнеса, объективные рыночные законы работают сильнее, чем текущая политическая конъюнктура». Этой фразой докладчик, вероятно, хочет подчеркнуть, что нынешнее противостояние коллективного Запада и России – результат и проявление политической конъюнктуры. Мол, уйдет Байден, уйдут Шольцы и всякие Макроны и все стабилизируется. Мол, Россия по-прежнему будет дружить с Западом. Потому что «…здравый смысл, энергия бизнеса, объективные рыночные законы работают сильнее». А что такое «объективные рыночные законы»? – Это законы капитализма. Они были изложены в «Капитале» Карла Маркса. При перерастании в конце 19 века капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм появились новые особенности и закономерности капитализма. О них все сказано в работе В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Монополистический капитализм становится агрессивным, империалистическим, нацеленным на экономический и территориальный раздел и передел мира. «Энергия бизнеса», особенно крупных международных монополий, «объективные рыночные законы» неизбежно создают угрозу миру, порождают войны. А «текущая политическая конъюнктура» производна от этих самых объективных экономических законов капитализма.
- «У нас никогда не было и нет цели де-долларизации российской экономики. <…> Влияние той или иной валюты напрямую связано с экономическим потенциалом страны-эмитента. У США — великая экономика, это заслуга американского народа. Сегодняшнее политическое руководство злоупотребляет доверием своего народа». Фрагмент, который меня ставит в полный тупик по целому ряду причин. На протяжении многих лет руководители и чиновники Российской Федерации (среди них, в первую очередь, президент РФ Владимир Путин) говорили о необходимости де-долларизации российской экономики (особенно после 2014 года, когда начались первые санкции США и их союзников против России). Даже не знаю, что и думать. Может быть, еще одна оговорка? Может быть, Владимир Владимирович хотел сказать прямо противоположное: «У нас никогда не было и нет цели долларизации российской экономики»?
А что касается фразы «У США — великая экономика, это заслуга американского народа», то это прямо из речей американских президентов. Они любят прихвастнуть. Когда-то у США действительно была «великая экономика». Была, да сплыла. Доллар США развратил американский народ, приучил его к паразитическому образу жизни. «Великую экономику» не надо путать с гигантским паразитическим потреблением.
- «Темпы роста торгового оборота, скажем, между Китаем и странами Еврозоны больше даже, чем темпы роста наших торговых отношений с Китаем. Когда я слышу, что «вот, вы попадете в зависимость от Китая», а вы? Не попадете? Вы уже давно попали. Понимаете, в чем дело. Попали давно уже. И ничего». А если серьезно: разве мы не попадем в зависимость от Китая? Аргументов, рассеивающих подобное опасение, увы, не последовало.
- «У нашего народа есть меткая поговорка: где родился — там и пригодился. <…> Я прошу правительство в контакте с деловым сообществом ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в специальных административных районах». С офшоризацией российской экономики власти борются активно примерно с 2012 года (несколько кампаний под названием «налоговые амнистии»). Но успехи мизерные. Потому что это была не борьба, а имитация борьбы. В Думе в начале нынешнего года группой депутатов от «Справедливой России» был инициирован проект закона о деофшоризации. Я уже писал об этом в статьях «Идет война. А экономика России по-прежнему управляется из офшоров» и «Первый шаг на пути обретения Россией национального суверенитета. Он до сих пор не сделан». Закон, который гарантировал эффективную деофшоризацию в течение максимум полугода, был заблокирован и в Думе, и в Правительстве. Вопрос очень конкретный: Путин поручил Правительству вернуться к тому проекту закона, который был им торпедирован в апреле этого года? Или опять продолжатся игры типа «налоговых амнистий», которые не дали никакого результата?
- «Если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, то его вообще не должны проверять. Ни в плановом порядке, ни во внеплановом, достаточно профилактических мероприятий». Как я ни пытался включить свое воображение, но представить какой-то вид бизнеса, который бы не был «связан с высокими рисками причинения вреда гражданам», я не сумел. Не хватило воображения. Это также сложно, как представить себе бесконечность Вселенной. Может быть, вы, уважаемые читатели, подскажете, о каких видах бизнеса идет речь?
- «Выступая с этой трибуны в прошлом году, изложил свое видение тех вызовов, с которыми столкнулась Россия и практически весь мир. И подробно остановился тогда на наших действиях, призванных обеспечить уверенное, долгосрочное, суверенное развитие страны. Сегодня, уважаемые коллеги, дамы и господа, друзья, сегодня можно уверенно сказать: стратегия, выбранная тогда и государством, и бизнесом России, сработала». На протяжении последнего года я говорил, что России в противостоянии с коллективным Западом необходима как никогда экономическая стратегия. Но никаких признаков того, что она готовится, не было. И вот, оказывается, что стратегия есть, и не просто есть, а уже даже сработала. Она секретная или с ней каким-то образом можно познакомиться?
- Об уехавших из страны президент сказал следующее: «Знаете, я не вижу здесь ничего плохого. <…> Я уверен, что этот процесс скорее позитивный, чем негативный. Потому что он будет элементом дополнительной связи России с теми странами, с которыми у нас и так развиваются экономические и гуманитарные контакты». Тут я также теряюсь. До сих пор во властных структурах говорили, что массовый отъезд граждан из страны – серьезная проблема со многими негативными последствиями. Может быть, Президент в очередной раз оговорился? А если не оговорился, тогда следующие вопросы: какое количество людей необходимо отправить за пределы страны для развития экономических и гуманитарных контактов? Или чем больше выехало, тем более позитивным будет процесс? И не следует ли с целью достижения максимального позитива всех граждан выставить за пределы Российской Федерации?
- «В ходе общения с представителями бизнеса все чаще звучит просьба не пускать блуждающие иностранные компании назад. <…> Если иностранные производители захотят вернуться, мы двери ни для кого не закрываем. Но особенности поведения некоторых из этих партнеров на будущее, безусловно, для себя учтем. Те, кто у нас остался, работает и собирается работать мы считаем отечественными производителями и будем к ним относиться также, как к своим». Не означает ли это, что, если через какие-то десять лет в России «своими» будут только китайцы? А гражданам России будет рекомендовано покинуть пределы родины и из-за рубежа «развивать экономические и гуманитарные контакты» со своей бывшей родиной? Тогда как быть с поговоркой, озвученной Президентом: «Где родился — там и пригодился»? Получается, что поговорка уже не работает. Получается: «В России родился, но здесь не пригодился».
Подобных курьезов в загадочном докладе я насчитал около полусотни. Но хватит и одиннадцати изложенных выше. На этом ставлю точку. Так и оставаясь в полном недоумении.