Д. И. Менделеев – политэконом. 190 лет со дня рождения великого русского ученого.
"Какой я химик, я политико-эконом!
Что там "Основы химии",
вот "Толковый тариф" - это другое дело!"
Д.И. Менделеев (1834-1907).
8 февраля (27 января по старому стилю) 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, русского учёного-энциклопедиста: химика, физика, метролога, экономиста, технолога, геолога, метеоролога, нефтяника, педагога, воздухоплавателя и приборостроителя. Все мы знаем про знаменитую периодическую таблицу элементов, названную его именем, но очень мало известен тот огромный вклад, который Дмитрий Иванович внес в политэкономию. Более того, работы Менделеева в этой области остаются актуальными до сих пор, часть его научного наследия еще мало изучена, более того, намеренно забыта, поскольку не вписывается в современный экономический «мейнстрим». А между тем, в своих работах по политэкономии, таких как «Заветные мысли» [1], «К познанию России» [2], «Толковый тариф» [3], и др., Менделеев рассматривает такие актуальные проблемы для России, как организация промышленного производства, изучение и разработка природных богатств, индустриализация России, развитие средств производства, протекционистская таможенная политика, широкое просвещение населения, изучение и освоение Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Настоящая статья посвящается его юбилею и призвана приоткрыть некоторые страницы его деятельности как ученого-экономиста.
Экономическая наука в первой половине XIX века
Для начала, рассмотрим состояние дел в экономической науке, сложившееся к середине XIX века. Надо понимать, что мировым гегемоном, диктующим свои правила в экономике того времени, была Великобритания. Как наиболее промышленно развитая страна, она навязывала свои правила в мировой торговле, опираясь на «теорию свободного рынка» А.Смита [4]. В противоположность ей, существовала на практике так называемая «американская система политэкономии», которая опиралась на протекционизм и особую роль бумажных денег в национальной экономике. Зачатки этой системы были сформулированы в работе Бенджамина Франклина ««Скромное изучение природы и необходимости бумажных денег», изданной в 1729 году [5]. Практическое же её воплощение осуществлено Александром Гамильтоном, совместно с Джорджем Вашингтоном в конце XVIII века [6]. Это сегодня США – мировой гегемон, навязавший Вашингтонский консенсус почти всему миру, а 200 лет назад эту роль играла Великобритания, а Североамериканские соединенные штаты были страной, которая смогла победить гегемона в антиколониальной войне и, благодаря своей уникальной экономической системе, бурно развивалась, показывая удивительные темпы экономического, в том числе промышленного роста. Знаменитый немецкий экономист, автор исторической школы политэкономии Фридрих Лист, специально едет в Штаты для изучения американской экономики. Результатом этой поездки стали изданные в 1827 году «Очерки американской системы политэкономии». Можно с уверенностью сказать, что в основу немецкой политэкономической школы были заложены идеи, воплощенные на практике в Соединенных Штатах [7]. То есть Америка в XIX веке была примером для изучения и подражания с точки зрения экономической теории и практики. В этот же период (середина XIX века) Карл Маркс пишет свой знаменитый «Капитал», краеугольным камнем которого является антагонизм между трудом и капиталом. В этой связи стоит рассмотреть такой уникальный феномен нарождающегося русского капитализма, как старообрядческое купечество.
Старообрядческое купечество
В 1775 году манифест Екатерины II поделил население на мещан, имевших капитал менее 500 рублей, и купцов, чьи средства превышали эту сумму. Купцов, в свою очередь, разделили на три гильдии. Для каждой из них государство назначило минимальный объявленный капитал. Для третьей, самой низшей гильдии он составил 500 рублей, для второй — 1000, для первой — 10 тысяч рублей. Чтобы вступить в одну из гильдий, купцу необходимо было также внести сбор — заплатить в казну 1% от объявленного капитала. Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы. Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами. Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе. Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда. Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов. Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику.
Именно с этого времени в России стал оформляться особый вид капитализма – старообрядческое купечество. В его основе лежали капиталы богатых старообрядческих общин: из числа общинников выдвигался самый «оборотистый», то есть склонный к организационной руководящей работе человек. Община давала ему деньги, и он регистрировался в качестве купца. На общинные деньги строились заводы и фабрики, причем помимо собственно производственных зданий возводились дома для рабочих, больницы, школы и детские сады. То есть создавалась полная инфраструктура, необходимая для работы предприятия и жизни рабочих. Формально все это принадлежало купцу, но, по факту, было общинной собственностью. До середины XIX века, пока в это не вмешалось государство, община могла сменить владельца, передав управление более достойному своему представителю. Фактически, мы видим зачатки артельного социализма, расцвет которого пришелся на сталинский период. Классический западный капитализм был не приемлем для русского общинного духа, более того, сами принципы взаимодействия в купеческой среде принципиально отличались от конкурентной борьбы, где выживал «сильнейший». Русские купцы верили друг другу на слово, а честь была выше прибыли. Вот что гласил негласный купеческий кодекс 1881 года: «Раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять… должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем приходится иметь дело. Этого можете достичь разными путями, а главное — честностью и добросовестностью» [8]. То есть, в России возник какой-то «неправильный капитализм», где не работал принцип «человек человеку – волк» и не было жесточайшей эксплуатации рабочего класса. Именно поэтому, на наш взгляд, К.Маркс так откровенно не любил нашу страну - она совершенно не вписывалась в его теорию классовой борьбы.
Россия – сырьевой придаток Запада
Между там, начиная с 1855 года в Россию стал проникать классический западный капитал, с его хищническим отношением к ресурсам и, прежде всего, к людям. Здесь столкнулись два мира, два подхода – капитализм старообрядческий и иностранный.
170 лет назад перед нашей страной стояли те же проблемы, что и сейчас. И Запад, и часть российской элиты и многие представители русской интеллигенции (в том числе научной) рассматривали Россию исключительно как поставщика на мировой рынок дешевого сырья (в основном зерна и другой сельскохозяйственной продукции). Вот что писал Председатель Тарифного комитета, а по совместительству видный политэконом первой половины XIX века Л.В. Тенгоборский: «Россия — страна земледельческая и в развитии промышленности не нуждается. А потому следует прилагать усилия, прежде всего, к расширению экспорта сельскохозяйственной продукции, необходимые же промышленные изделия можно будет на полученную валюту закупать за границей (за исключением того, что совершенно необходимо для оснащения вооруженных сил)» [9]. Прошло столько лет, а либеральные подходы к нашей стране совершенно не изменились! И именно Д.И.Менделлев одним из первых выступил против
положения России, как и сырьевого придатка Запада, против раболепства властей и интеллигенции перед иноземными идеями и порядками:
«Русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от нее в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни… Крепостная, то есть в сущности экономическая зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо нее наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов… Миллиарды рублей, шедшие за иностранные товары… кормили не свой народ, а чужие» [1]. Чтобы выйти из сырьевой ловушки Дмитрий Иванович разработал теорию организации в России собственной промышленности. Но самый первый опыт в практической политэкономии Менделеев получает через нефтяную отрасль.
Нефтяная отрасль.
Петербургский миллионер В. А. Коркунов, купил нефтеперерабатывающий завод в Баку, который приносил ему 200 тысяч рублей ежегодного убытка. В 1863 году он обращается к Дмитрию Ивановичу с просьбой разобраться в причинах не рентабельной работы завода. Вот что рассказывал об этом сам Менделеев: «На месте, что можно было, старался поправить и направить. И вышло так, что через год получился чистый доход более чем в 200 тыс. рублей. Приезжает ко мне тогда Коркунов и предлагает поехать править его дело в Баку, в год получать по 10 тыс. рублей, до 5% с чистого дохода, разочтенного как в этот год. Ни минуты не думая, отказался, чего, конечно, не сделал бы на моем месте ни англичанин, ни француз, ни немец…»
Менделеев решил заняться оценкой нефтяной отрасли России в целом. Оценив потребности всей страны в нефтепродуктах, принял в расчет все тогда известные и предполагаемые им месторождения нефти, выявил условия, когда нефтеперерабатывающие заводы лучше размещать в местах добычи нефти, а когда — в центрах ее потребления, и составил схему размещения новых нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России, в особенности вблизи Москвы и в крупнейших городах на Волге (в Царицыне, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Ярославле, Рыбинске). Не остались без его внимания и вопросы соответствующего развития путей сообщения — железных дорог, Волжского водного пути. Мало того, он предложил построить нефтепровод Баку — Батуми и заводы по переработке нефти на Черноморском побережье с тем, чтобы не только избавить Россию от импорта американского керосина, но и самим экспортировать нефтепродукты в Европу. Он считал варварством, что сырая нефть, из которой можно получать столько ценнейших продуктов, используется как топливо. На весь мир прозвучала его фраза: «Нефть — не топливо, топить можно и ассигнациями».
В 1873 году в Петербурге собралась комиссия для рассмотрения вопроса о развитии нефтяного промысла. В 1872 году Россия закупила 1790,3 тыс. пудов американского керосина. Менделеев убедительно доказал, что действовавшая на тот момент система откупов нефтяных месторождений не симулирует нефтедобытчиков перерабатывать сырье в России. Длительная борьба за переход к акцизному налогообложению внутреннего производителя и введение таможенного тарифа на импорт, привела к тому, что к 1895 году российский керосин вытеснил, наконец, американский.
В 1876 году Менделеев едет в США на Международную выставку технических новинок. Работа «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе», написанная по результатам поездки, содержит рекомендации относительно необходимости ведения статистической отчетности «о числе, качестве и состоянии буровых работ, о количестве и качестве добываемой нефти, о запасах сырой нефти и керосина, о ценах на все, касающееся нефти» в России и Америке. В этом суть метода политэкономии Менделеева — научный сравнительный анализ статистики должен быть фундаментом экономической политики.
Учение о промышленности
В 1882 году проходит первый в России торгово-промышленный съезд, оказавший серьезное влияние на формирование экономической программы Александра III, недавно вступившего на престол. На съезде Менделеев выступает с программой «Об условиях развития заводского дела». В своей программе он вносит предложения по совершенствованию фабрично-заводского законодательства, обосновывает необходимость создания Министерства промышленности, а также организации льготного кредитования промышленных предприятий.
В 1900 году выходит работа Менделеева «Учение о промышленности» [10], в которой он предложил первую в мире промышленную теорию, а, фактически, теорию народного хозяйства, поскольку сельскохозяйственное производство он рассматривал как отрасль промышленности.
В отличие от западных авторов, Менделеев рассматривает промышленную деятельность, не только как чисто экономическую, но и с точки зрения нравственности, поскольку в труде проявляются все силы человека — как физические, так и духовные, «те природные, исторические и вообще вне воли находящиеся Божественные условия и законы…» [1].
Базовые потребности в пище, одежде и бытовых удобств всегда будут присутствовать в жизни человека, но вслед за ними появляются нужды и заботы нового уровня — потребности в администрации, здравоохранении и системе образования, путях сообщения, обеспечить развитие которых может только промышленность.
Во всех странах Западной Европы производство развивалось с создания предприятий легкой промышленности, не требующих больших капиталовложений. Продукция легкой промышленности — товары широкого потребления — расходятся быстро, следовательно, вложенный капитал быстро окупается. Таким образом происходит первичное накопление капитала, и лишь затем начинается строительство металлургических и машиностроительных заводов, то есть создание тяжелой промышленности. Менделеев решительно выступил против такой постановки вопроса, при которой, по его мнению, Россия обрекалась и в далеком будущем на положение сырьевого придатка Запада. Нет, России необходимо начать индустриализацию именно с создания тяжелой индустрии и притом на основе самой передовой технологии.
«Толковый тариф»
С1888 года Менделеев занимается выработкой протекционистской политики.
Он предложил устанавливать пошлины на экспортные и импортные товары с учетом того, как они влияют на развитие производства в России. Считалось правильным, стимулировать с помощью высоких ввозных пошлин производство отечественных товаров вместо импортных. Эти предложения, поддержанные Александром III, помогли зарождающейся отечественной промышленности защититься от недобросовестной иностранной конкуренции, когда иностранные товары продавались по демпинговым ценам для захвата рынка, а затем, после уничтожения конкурентов, продавались по ценам выше мировых.
Таможенные пошлины составляли: в 1857-1868 гг. — 18%, в 1869-1876 гг. — 13%, в 1877-1880 гг. — 16%, в 1881-1884 гг. — 19%, в 1884-1890 гг. — 28%. После 1890г – 33%. За тарифом 33% в печати закрепился ярлык «менделеевский».
Такие, по сути, заградительные пошлины закрывали доступ на российский рынок иностранным товарам. Менделеева пытались всячески обвинить в корысти или личном интересе. Вот что он писал по этому поводу: «Пусть тут меня судят, как и кто хочет, мне не в чем каяться, ибо ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я ни на йоту при этом не служил, а только старался и, пока могу, буду стараться дать плодотворное, промышленно-реальное дело своей стране… Науки и промышленность — вот мои мечты…».
Народная экономика.
Менделеев рассматривал экономическую науку исключительно в привязке к национальным особенностям, к базовому культурному коду. В этой связи он выступал за национально ориентированное образование, за отказ от западных стандартов в обучении и воспитании молодежи. Он писал: «Русским надобно скорее приняться за установление твердых начал всей нашей образованности, пока заимствуемой с Запада». То же самое он говорил о способах управления и организации производства, здесь также нельзя слепо копировать европейские методы: «Одно простое понимание заграничного метода заводской деятельности не может привести нас к развитию заводского дела, как простое подражание сельскохозяйственным приемам Запада, бывшее у нас в моде, не привело к сельскохозяйственному успеху, а только разорило многих людей».
Менделеев был сторонником исторической экономической школы Фридриха Листа, которая опиралась на национальные особенности как в культуре и религии, так и в государственном устройстве и общественной жизни.
Исторический подход Менделеева к национальной экономике учитывал опыт создания Российской империи. Россия не завоевывала и не уничтожала другие народы, как та же Англия. Россия впитывала в себя все культуры присоединенных народов обогащая их, и сама при этом становилась богаче. Многие народы, которым грозило физическое уничтожение, были фактически спасены за счет интеграции в Российскую империю. Именно поэтому наша страна не вела и не ведет экспансионистскую политику. Нам достаточно имеющихся у нас земли и природных ресурсов для обеспечения всех насущных потребностей населения. Политическая экономия, чтобы стать точной наукой, по мнению Менделеева, должна учитывать все исторические, культурные, природные и климатические особенности исследуемых стран и народов.
Как одно из условий экономического процветания Дмитрий Иванович считал всеобщую грамотность: «Требование общего народного образования определяется стремлением поставить народ в уровень понятий той части людей Западной Европы, которая, очевидно, приобретает господство во всём мире, ныне уже охваченном до последних трущоб Азии, Африки и Америки… Вся практическая современная деятельность, начиная с сельскохозяйственной до торговой, военной и административной, немыслима без общего образования, а потребности увеличиваются с его развитием, что дает возможность расширять деятельность народа и его богатства» [1].
Менделеев не принял идей К.Маркса, но и либеральные идеи в экономике считал не приемлемыми. Как сторонник продолжения традиций старообрядческого русского купечества, он считал наиболее перспективным общественные формы собственности на средства производства: «Артельно-кооперативный способ борьбы со злом капитализма... считаю наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык к артелям и к общественному хозяйству» [1].
Идеи Менделеева легли в основу организации сталинских промышленных артелей и системы потребительской кооперации: «В идеале можно себе представить заводы и фабрики, основанные на складочных капиталах, поступивших от самих же работников и потребителей, действующих на тех же или на других фабриках и заводах» [1].
Человек в основе всего.
Менделеев различал труд и работу, в основе труда он видел творчество человека по преображению окружающего мира, а работу связывал со словом раб (рабство): «Труду принадлежит будущее, ему воздадут должное, нетрудящиеся будут отверженными — и печальная, очень крупная ошибка многих новейших учений состоит именно в смешении работы с трудом, рабочего и трудящегося… Работу можно дать, к работе принудить, присудить, труд — свободен был и будет, потому что он по природе своей волен, сознателен, духовен… Работа не творит, она есть только видоизменение единых сил природы… Небывалое, действительно новое делает лишь труд; его нет в природе, он в вольном, духовном сознании людей, живущих в обществе» [1]. Таким образом, Менделеев вводит в экономику понятие нравственности и духовности, которые должны соответствовать нашему национальному культурному коду.
Человек — не вершина эволюции, но и не «винтик» государственной машины, он — духовное существо, наделенное свободой воли, у него есть долг перед ближними, перед родным народом, частью которого он является.
Главным недостатком общественной мысли Менделеев считал не понимание того, что в человеке сочетаются как чисто материальные, так и духовные потребности. «У него есть чисто минеральные требования (например, пространства), настоящие растительные отправления (например, дыхание, пища) и чисто животные требования (например, движения, полового размножения); но есть и свои, самостоятельные, людские функции, разумом и любовью определяемые, а естественный закон любви — закон истории, людского разума и Божеский» [1]. Экономика должна удовлетворять все потребности человека — не только низшие, но и высшие.
Заключение
В самом конце жизни Менделеев пишет две фундаментальные работы по политэкономии: «К познанию России» и «Заветные мысли». Книга «К познанию России» — это историко-философский и социально-экономический трактат, написанный по материалам первой планомерной общероссийской переписи населения 1897 года — сразу же после выхода из печати (в 1905 году) отчета о ней. А «Заветные мысли» вообще можно было бы назвать «малой российской энциклопедией», в которой убедительный фактический материал о всех главнейших сферах народного бытия сочетается с глубокими размышлениями о прошлом, настоящем и будущем страны. И если первая книга была опубликована в 1907 году, то вторая увидела свет только в 1995-ом. Дело в том, что идеи, изложенные Дмитрием Ивановичем, настолько опередили свое время, что не были приняты ни либеральным экономическим сообществом, ни коммунистами. Только сегодня, спустя более ста лет, испытав на себе как «прелести» вульгарного марксизма, так и ярмо дикого капитализма, мы подошли к осознанию того, что нравственность – неразрывная составляющая экономики, что политэкономия должна опираться на национальные культурные коды, что «Человек – первое сокровище государства!»1, и что будущее экономики – это государственно-частное партнерство, основанное на артельной, общественной собственности.
И в заключение хочется процитировать нашего замечательного русского поэта:
Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.
Н. А. Некрасов
1 Высказывание принадлежит Императору Павлу I.
Литература. ↑
- Д. И. Менделеев, «Заветные мысли», Москва, «Мысль», 1995 г.
- Д. И. Менделеев, «К познанию России», С.-Петербург, Издание А.С.Суворина, 1907 г.
- Д. И. Менделеев, «Толковый тариф или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года», С.-Петербург, Тип. В. Демакова, 1892 г.
- А. Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов», М., АСТ, 2023 г.
- Б. Франклин, «Избранные произведения», М., Государственное издательство политической литературы, 1956 г.
- А. М. Бабаков, М. Н. Колочкин, А. В. Подойницин, А. В. Щербаков, «Универсальная экономическая машина. Новый курс для России», М., «Грифон», 2023 г.
- Ф. Лист, «Национальная система политэкономии», «Социум», Москва-Челябинск, 2017 г.
- И. Зегимель «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом», С.-Петербург, 1881 г.
- Экономические и торгово-политические идеи Л. В. Тенгоборского
- Д. И. Менделеев, «Учение о промышленности: Вступление в Библиотеку промышленных знаний», Санкт-Петербург : Тип. акц. о-ва Брокгауз-Ефрон, 1900-1901 гг.