ГлавнаяСтатьиСинергия «осевых» времен

Синергия «осевых» времен

Синергия «осевых» времен



Опубликовано: 14.10.2025

Когда я освобождаюсь от того, кто я есть,

                                                                                                 я становлюсь тем, кем я могу быть.

                                                                                                                                                          Лао цзы  

 

                                                                      Ум — это всё. Вы становитесь тем, о чём думаете.  

                                                                                                                                        Шакьямуни Будда 

 

                                                                                Когда лживые будут сокрушены и побеждены,
                                                                               Тогда исполнены сокровеннейшие желания тех,
                                                                                                          Что прославили доброе имя свое

                                                                                                                              Спитама Заратуштра

                                    

                         

                            Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава,

                                                                                                                         скоро будут подкошены… 

                                                                                                                                                         Пс. 36. 1-2

                                                                               

                                                                                   Цель жизни — жить в соответствии с природой

                                                                                                                                          Зенон Китийский 

 

                                       Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар?

                        Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

                                                                          Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе:

                              если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.

                                           Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.

                                   Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Дух дышит где хочет, и голос его слышишь,

а не знаешь, откуда приходит и куда уходит.                           

                                                                                                                   Евангелие от Иоанна .3:4-12

Введение. Смысл истории как «ось».  «Осевой» холизм и этапы «осевого» диахронно-синхронного ритма.

«Осевые», холистические основы гармонического устройства человеческой жизни и обуздания дикости и агрессии стали прорываться в историю Евразии с глубокой древности, начиная еще с первого — жертвенного этапа после неолитической революции и второго этапа - этико-аутопоэтического, природоподобного этапа мифологических культур «древа жизни». И далее в период третьего этапа- высокого «осевого» времени 8-2 в.в. до н.э. с поворотом к одухотворенному и нравственно осмысленному разуму человека и поколений просветленных в пяти евразийских культурах одновременно – Китае, Индии, Персии, Палестине и Греции. В глубине этого сдвига лежали несколько одномоментно проходящих переходных процессов, переплетение которых и породило «ось» - то есть смысловую структуру, способную направить и балансировать радикальный поворот истории 

1.Языково-культурно-информационный переход из дописьменной эпохи к письму и от мифологических систем к одухотворенному разуму - иероглифика, демотика, иератика, идеография, – образное, рисуночное и фонетическое письмо, сакральные тексты.

2.Культово-цивилизационный переход – к началу полноценного оформления сверхустойчивых государств-цивилизаций из нескольких древнейших почвенных культурных очагов.

3. Переход от присваивающего хозяйства к производящему, освоению металлургии и влиянием железа на развитие технологий, неолитическая революция, эпоха металлов (от бронзового к железному веку) и античная технологическая революция. 

4. Социально-формационный переход от разрушающихся патриархально-родовых норм, рабовладения к новым земледельческим способам производства - античному (полисному) и далее к ранне-феодальному способам производства, собственности и автократическим, демократическим и бюрократическим структурам государственной власти.

5. Антропный переход от Ветхого человека к человеку «Осевому», этикоцентричному.

6. Духовно-жертвенный переход, точнее «осевой» порог в Евразии – породивший пророческий жертвенный духовный взрыв и личностно-харизматический подвиг пророков, святых и духовных Учителей, после чего началось разрастание холистических религий — авраамитизма и дхармических религий по всему миру, которое в западных трактовках истории было вынесено за рамки «оси».

Такая западная трактовка полностью отвечала последовавшей эпохе - а именно попыткам вытеснения духовной жизни, жертвенно-нравственных основ поведения и разума множественными потребительскими симулякрами социальных культов и иррациональности после западной Промышленной революции.  Возник четвертый этап «осевого времени» – на коллективном Западе — вначале волна Возрождения с элементами возврата к идеалам «осевых» культур и мировоззрений, а затем ее деградация и появление глобалистско-колониальной версию «оси» с ее тоталитарными попытками «стирания» «государств-на-земле». Когда стало нормой тоталитарное попрание всех прав и свобод человека и насаждение гегемонистско-капиталистических устоев, которая терпит крах на наших глазах. Запад как инструментальная тэхне-цивилизация–вне-земли создал универсальные рациональные инструменты индустрии, вычислений, связи и коммуникации, включая сохраняющиеся инструменты влияния и своей «мягкой силы», но оказался несостоятелен как месторазвитие «осевых» начал.

В современную эпоху мир входит в новую вспышку «осевого» времени, наполняя четким структурным содержанием Большой антропный переход. Новое «осевое» время образуется на сходных структурных условиях одномоментного резонанса все тех же глубинных факторов информационного-когнитивно-языковой революции, технологического и социально-формационного сдвигов, антропно-культурной революции и ускоренного формирования новых и новейших цивилизационных очагов, а главное – нового жертвенного духовного этапа - подвига и личностно-харизматического подвижничества. Обнажается новый пятый «осевой» планетарный порог, суть которого состоит в новом синтезе всех прежних «осевых» достижений, на основе осмысления и создания фактически территорий опорных смыслов мировой органичности, планетарного холизма и норм мировой цивилизации, открывая тем самым – на дальнюю перспективу – эпоху каскадов «осевых» времен, которые будут создавать новое мировое устройство.

Это означает принципиально новую синхронистичность и новую одухотворенную целостность, теснейшую взаимность и кооперацию всех мировых государств-цивилизаций, при гарантированной сохранности своеобразия каждого из них и ориентацию всех без исключения на сохранность жизни на Земле и самого человека.

Но особенно — глубочайшую трансформацию Запада, точнее всей толщи тэхне-культур, их «просеивание» от глобалистских тоталитарных технологий, маниакальных стратегий западных элит решать свои кризисы поиском жертвенного изгоя, за счет убийственной конкуренции, бесконечных войн, ограбления колоний и удержания колониальной гегемонии.

Эта «осевая» трансформация включает гуманные начала, религиозный синкретизм и «осевое» согласие при установлении принципиально нового мирового порядка, поддерживающего нормы смыслов, способных приучать Запад к цивилизованности и принятию миротворческого и космического мышления единства Вселенной как абсолютной цивилизованной нормы. Иными словами, пятый «осевой» порог будет наполнен четким ритмом уравновешивающего, «заземляющего» и возвышающего человека переходом и переходными состояниями до того момента, пока Запад не освоит правила и принципы синергии – особенно в отношении самого себя.

Матрикс и волны органичности «осевых» времен.

Вызревание новой общемировой цивилизационной органичности и новой субъектности, новый формационный сдвиг, порождает массу синергийных процессов, с растущими новыми цивилизациями и избавлением от остатков рабства, варварства и дикости, разных форм антагонизма, войн и конфликтов. Волновая интерференция указанных процессов порождает вспышки органичности «осевых» времен - то есть особых, сжатых фаз истории, где собственно время сжимается до хронотопов и синхронно-диахронного ритма, наполняя их осмыслением перехода к новому формату согласия и «единства разнообразия». Так рождается матрикс (инвариант, стержень, древо, ядро, сердцевина) цивилизаций и миров, социокультурная и мировозренческая структура и назначение которых отличаются отчетливыми синергетическими свойствами, среди них -  

1. Когерентность, включая самораспознавание человека и человечества, их самовосстановление и самообладание

2. Многомерность, трансмерность и многоразмерность миров и цивилизаций при поддержании общего и взаимного отражения (зеркальности)

3. Конгруэнтность каждого мира и каждой цивилизации как важнейшая «осевая» медиативная гармония, где и когда обеспечивается соразмерность и согласованность внутренних и внешних контуров т.н. «срединности», абсолютного равновесия-неравновесности, открытости и «жизни без маски», искренности,

4. Эмерджентность (спонтанность) в общем развитии как «осевое» качество, имеющее 3 базовых режима – обострения, пустоты (паузы, замирания) и активации поиска «срединности», с выходом в иные измерения из трехмерного мира, в собственно многомерность, неповторимость и новые рождения.

5. Квантованность (дискретность) как свойство самообновления «срединности», включая квантовые мыслительные скачки в будущее и/или в Космос, формирование мышления «осевой» выносливости, со стиранием памяти войн, боли, вражды, страха, конфликтов и катастроф 

6. Безоценочность (парадоксальность) всегда сопровождает самооформление «срединности», в «срединном» социуме в каждом из миров и в каждой цивилизации спонтанно возникают волны подпитки органичности и живучести матрикса - пассионарность, жертвенность и лиминальность (пограничность), составляя основы осознанности, универсальности и сотериологичности.

Естественный «рабочий» ландшафт любого «осевого» времени – переходные состояния, его мишень (фокус) в социуме – создание мощных полнокровных и полноценных цивилизаций, здоровых и жизнеспособных очагов высоких и продуктивных систем и культур. Но особенно – создание мировоззренческой и социокультурной, новой ценностной почвы и медиа-среды для смены элит, элитного отбора и элитных мировоззрений, очищение от проявлений «дикого» антагонизма и фобий, варварства, особенно вертикального, властолюбия, создание сред, социокультурного фронтира и языков, изменяющих элитные каналы самоорганизации, мотивации, связи, управления, коммуникации и выдвижения.

Для России и ее бурно развивающейся русской (североевразийской) цивилизации, единственной в истории цивилизации переходного типа, связующей «на земле» и духовно Восток и Запад, «осевое» фрактальное устройство и «осевое» мировоззрение есть естественная, органичная опора ее государственности и важнейшее условие сохранения государственной и цивилизационной целостности, которая в ее истории многократно  подвергалась угрозам распада, завоевания или раздробления, в том числе и из-за расколов элит и их предательства.

001

002

003

Шестиричная «осевая» спираль. Фрактально-сетевые мировоззрения «оси».

Фрактально-волновые особенности «оси». В «оси» линейного времени нет, есть синхронно-диахронный ритм нелинейной синергийной самоорганизации и бурное развитие массы открытых и самовозобновляющихся волновых процессов, исторически – волн сверхустойчивых антропных очагов, включая волны цивилизации-на-земле в Евразии и планетарную цивилизацию как таковую, движение которой идет –по Солнцу – с Востока на Запад. В результате этой синергии в Евразии была сформирована устойчивая когерентная память культур, исключившей регрессию в дикость и варварство и обеспечившая волны Возрождения в точно таких же исторических очагах цивилизации – с Востока на Запад в 8-16 в.в. Сочетанность памяти волн Возрождения и переходов с их «осевыми» временами и сакральностью культуры уже сегодня, в сетевую эпоху, формирует устойчивую фрактальную кодирующую структуру «осевой» синергии, инвариантности и смысловой органичности в этих очагах, позволяющую уверенно пройти любые переходные периоды и освоить любые «осевые» времена.

Более того, сегодня хорошо проявлен универсальный «осевой» мировоззренчески-культурный «срединный» канон из 6 фрактальных узлов, сочетанная матриксная формула которых работает как программа квантового компьютера и живой, бурно развивающейся антропосоциосферы. Это обеспечивает непосредственно во всех сетевых процессах не только указанные открытые волновые процессы «осевой» когерентности, но и «осевую» и органичную гуманную «переквантовку» реальности и ее полноценную связность и смысловую координацию. В результате именно сейчас, в реальном настоящем возникает новый виток «осевых времен», суть которого – смерть и рождение одновременно, отбор тех, кто войдет в новое «осевое» состояние и какой ценой, и кто из него выпадает. 6 фрактальных узлов обеспечивают исторически, онтологически и функционально стройную органичную формулу «многополярности», полицентрчности, обеспечивающую полноценное воплощение синергии цивилизаций.

По сути – данное, настоящее «осевое» время – палач, повивальная бабка и исторический фильтр в одном лице. Что именно подвергнется «перепрошивке» и «просеиванию» – это прежде всего спекулятивные, паразитарные варварские стратегии, ради выработки стратегии гармонии общей и локальных судеб и потому принципиально новых смыслов, и новых мировоззрений с общей формулой «единства разнообразия» и пестования неповторимости и взаимодействия культур.

004

005

Фрактальный узел первый, ускоряющий. Зарождение, равенство, правда и справедливость.

1.1. Фракталы мировоззренческих систем - по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие объект-объект и объект-субъект (ответ на вопрос «что (кто) есть?», сфера «быть»). Это - мировоззрение синтезирующее, сохраняющее архаику и природоподобие в современной реальности. В то же время это мировоззрение отчетливо героическое, с мощным духом освободителей и первопроходцев, космического, беспредельного и выравнивающего свойства, устремленное в будущее. В мировоззрении четко выражена жизнеутверждающая, человеческая, гуманная направленность, самопожертвование, аскетика и нестяжательство и отстаивание правды и равенства, утверждение справедливости и бесстрашия. В высоких мировоззренческих слоях – пророческий, духоподъемный и жертвенный подвиг, подвижничество, космизм и космологичность во всех мировоззренческих системах. Ведущий организующий принцип - «отражения» в мировоззрении (подобия), аналогично сетевым процессам живых языков, а также подобия микро и макро-косма и ноосферы, коэволюционизм, герметизм. Ведущий мыслеобраз – «Человек как мера всех вещей» и ведущие направления мировоззрения – идеалы Возрождения, Просвещения - скептицизм, стоицизм, монизм, диалогизм, софистика, экзистенциализм. На Востоке - идея Дао-пути, Великого Предела, на Западе - нигилизм. Сегодня это ведущий фрактальный узел всей «осевой» модели в мировой сети и локальных сетях, обозначаемый как «сетевое общество» («информационное общество»).

1.2. Информационно-антропные фракталы - первая информационная революция – появление речи, устных канонов, устных пророчеств о взаимности, (профетический этап), культуры Слова,

 первая антропная революция – неолит, переход из дикости к цивилизации, «Ветхий» человек и переход к Осевому Человеку

 шестая антропная революции – Человек Неповторимый и Ноосферный человек и человечество, 21-23 в.в.

 шестая информационная революция – мировая Сеть (Интернет) как общемировая культурная кодификация возврата культур Слова и взаимности, очищение от информационной манипулятивности и политизации, любых притязаний на гегемонию, Слово становится важнейшим актором в любых сферах жизнедеятельности

1.3. Квантовые и синергетические принципы: неопределенности и нелокальности, проявлено во множестве пограничных и многоразмерных состояний антропосоциосферы, прорывающейся в будущее, также эмерджентности, проявлен в пассионарных толчках, в патриотической и ускоряющей темп ментальности, способной вырабатывать энергию Возрождения в любой точке пространства-времени.

1.4. Фрактальная системность – природоподобные сети – это «рыхлые», однородные сети, устойчивые к любым информационным шумам, проявленные во всех общинных сообществах и слабо склонные к мутациям.

Сети в природе по А.В.Олескину - сети-стаи (рыбы и др.) и «хирамы» (интеллектуальные братства).

в этологии - одиночный тип поведения, отдельные особи, агрегации (скопления)

1.5. Фракталы в культуре и социуме - Пассионарные толчки по Л.Н.Гумилеву, «океанический» принцип интернациональной сети и информационной интернациональности, «островной» принцип информационной эко-системы, общины братского-сестринского типа, «агапы» в раннем христианстве), родовые общины, культуры и субкультуры отражающего и братского (сестрического) и товарищеского типа.  Этические принципы культур и субкультур - «золотое правило этики»; сбережение общего - «родной земли» – малой Родины или Всечеловеческого братства как всеобщей Родины, идея «патриа» и патриотизма, земли как земли отцов и предков, Отечества.

Очевидна сохранность и даже воссоздание архаики (древности) в современности – «склеивание» ранних этапов традиционных земледельческих общин с современным информационным обществом, живучесть общинных природоподобных культур, сохранившихся племенных обществ, культурной памяти «общего» как выживания в состоянии хаотизации и перехода (аномии), в постимперские фазы, в фазах войн, катастроф и эпидемий, формирует «общество равных и общих возможностей» и т.н. «общество ожиданий», с высокой мобилизационной готовностью.   

Сохранность потестарных (довластных) культур, политические режимы т.н. волевого доминирования с режимом подавления архаических бунтов, наследное вождество, княжение (автократия и моноархизм, в том числе военная, аристократическая, плутократическая модели, феномен «бигмена», опричнина).

Сохранность общинных форм в социуме и политии, приоритет общинной (общественной) собственности - братств (сестричеств) и протестно-политических цепочечно-сетевых движений (даосы, суфии, альбигойцы, ордена, тайные общества, монастырские республики, ополчение и добровольчество, военные поселения (казачество), народничество, анархические сообщества).

Сетецентрическая политическая культура с сильным автократическим началом и образом «архаических двойников правителя», информационно сближенным с сетью (общиной), агонические (силовые состязательные) игры в культуре, агональность (соревновательность, демократические навыки и устои) как общекультурный и поведенческий медиатор. Кентавр-культуры и принцип парадокса и гибридности в культуре (лиминальность).

1.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - китайские религиозно-философские учения - конфуцианство, даосизм, моизм, Конфуций, Лао цзы («Престарелый младенец», «Старец-Дитя»), Мо цзы, Чжуан цзы, Ле-цзы

006

007

Фрактальный узел второй, выстраивающий. Становление, вера и равновесие.

2.1. Фракталы мировоззренческих систем по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «объект – объект-субъект» (общность) и на взаимодействие «объект – пустота» (пауза) (ответ на вопрос «как есть?», сфера «становиться»).  Это - мировоззренческие системы с принципом «ощупывания» в мировоззрении (эмпиризм и рассудочность), цель которого - абсолютное уравновешивание и почвенность, жесткий этико-центризм, теоцентризм, этико-религиозный консерватизм, панпсихизм, с превалированием идеи предопределенности. А также – в философском аспекте - дуальности свободы и воли, дуальности и тернарности с приоритетом идеалов «совершенного человека» и веры в Бога.

В мировоззрении разных эпох создаются традиции «выстраивания» - систем «чистого духовного опыта», «молчания», самосовершенствования («духовной лестницы» («лествицы») и «пустоты» как традиции опыта роста, поддержание глубокого покоя и – одновременно –взращивания «совершенства» и полноценного соответствия идеалам этики и незыблемости традиционных социальных иерархий.  Сбережение традиций, филигранная разработка идеалов и ритуалов передачи опыта и просветительство, фигура Учителя присутствуют как незыблемая основа всего фрактального узла, где в светском мировоззренческом пространстве преобладают идеи и традиции Просвещения как натурфилософии и абсолютизации метафизического делания (опыта) и появляются классицизм, неоклассицизм, сентиментализм и предромантизм, критический реализм, Протовозрождение. 

2.2. Информационно- антропные фракталы - вторая информационная революция – появление и становление письменности и письменной кодификации культовых поведенческих канонов (этики), сейчас переживает медленный подъем и возврат к культурам Письма,

вторая антропная революция – этикоцентрический (Осевой) человек и переход к Всечеловеческому началу в авраамитизме, сейчас переживает волну ресакрализации и возврата «осевых» холистически-духовных начал

 2.3. Квантовые и синергетические принципы бифуркации и эффекта «бабочки», в антропосоциосфере проявлены в феноменальной живучести, изменчивости и разрядке напряжения внутри систем и сфер и строгой мультистабильности вовне одновременно, в удержании незыблемой иерархической укладности и самосвязности, включая касты и диаспоры (социальные касты), множество конфессиональных систем и их традиций

 2.4. Фрактальная системность социо-подобные (социальные) сети – «лабиринтные» сообщества, устойчивость которых обеспечивается множеством обратных и положительных связей между элементами и узлами,

сети в природе по А.В.Олескину - сети-рой (термитники, муравьи, и др.)

В этологии- односамцовый или гаремный тип поведения, сообщества (открытые и закрытые, также анонимные), популяции, 

2.5. Фракталы в культуре и социуме - пассионарный перегрев по Л.Н.Гумилеву  - конфессионализация сети (общины), принцип соборности, так называемая большая семья (неразделенная семья) или большесемейная община), с ее тяготением к перерождению в иерархо-лабиринтную, «гаремную» и династийно-наследственную форму государства с приоритетом государственной собственности и принципа служения. Этот гигантсткий лабиринт опирается на образы природно-естественной и почвенно-народной общности, его структура иерархична и состоит из множества четко оформленных этноконфессиональных сообществ, составляющих т.н. регулирующее общество (феода, азиатского способа производства) - сословное, кастовое, стратифицированное, надплеменное, аграрное общество, где преобладают культуры и субкультуры сберегающего этически-ритуализованного типа; этнические и этно-конфессиональные культуры и культы, и устанавливается  регулятивная (подданическая, подражательная, монархо-этатистская) политическая культура «служения», включая деспотию и бюрократию. В культуре самообразуются подобные формы - лабиринтные культуры, культуры алтарного Храма, т.н. культуры «восхождения духа» и традиции связки Земля-Человек-Небо.

2.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - индийские религиозно-философские учения – Упанишады (часть Вед, «сидение рядом с Учителем»), буддизм

008

009

010

Фрактальный узел третий, осваивающий. Свобода воли, просвещенный разум и игра.

3.1. Фракталы мировоззренческих систем по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «субъект–субъект» и на взаимодействие «субъект – объект-субъект» (общность), ответ на вопрос «почему есть?», сфера «иметь». Это - мировоззренческие системы, освоившие диалектику, синтез противоречия и причинности (от античности до современности), на принципе рациональности, материалистичности, механистичности и – при этом - ожесточенной борьбы с сакральностью и этико-религиозными устоями. Эти мировоззрения развивали принцип светской Академии как Царства разума и академизма и пережили волны глубоких перемен - вначале – Возрожденчество и апология разумного Просветительства – принципы гуманизма и свободомыслия, вольнодумства, пантеизма, идеалистической философии, включая гегельянство, далее монадологии, романтизма, всей гуманистической традиции. По мере развития – на фоне разрастания капитализма, череды промышленных революций и колониальных завоеваний Запада, а также Реформации – в мировоззрениях появились идеи позитивизма, как классического, так и неклассического, оппозиции рацио и иррационализма, жесткого детерминизма и индетерминизма, теизма и квантовой физики, идее абсолютной свободы (от морали и совести, в том числе) и релятивизма, скептицизма, агностицизма, солипсизма. Сегодня либеральные, обращенные к материальности и обладанию мировоззрения переживают упадок и деградацию, девальвацию самой идеи «свободы» и свободы познания как кризиса гуманизма и самого «Я» Человека свободного, творящего и познающего, отчужденного от самого себя. Принцип «обладания» (доминирования) и свободы начинает свою трансформацию в принцип «самообладания» и «обладания смыслом».

 

3.2. Информационно-антропные фракталы - третья информационная революция – книгопечатание, обмирщенная книжная культура и вхождение сакральной культуры Книги в секулярный ценностный идеал, идеология, сегодня массово проявлен в культе и культурах нейросетей, которые становятся элементом идеологической политики и борьбы за власть идейных доктрин

Третья антропная революция – человек-гражданин и индивид, гражданские права человека, Гражданский Человек, сегодня переживает кризис ценностных начал самого гражданского общества, неспособного обеспечить целостность и развитие из-за девальвации идеи и принципов прогресса и собственно линейности развития

3.3. Квантовые и синергетические принципы дополнительности, проявлен в антропосоциосфере в агональных стратегиях рационального мышления (стратегиях паритета и спарринга), преодоления злокачественной конкурентности и социопатии, суперпозиции - проявлен в творческом опыте трансформации «Я-программы», а также в суперпозиционном трансперсональном резонансе волн фасцинирующих воздействий и самого феномена фасцинации по Ю.В.Кнорозову, способном стирать и перекодировать любую культурную и индивидуальную образную память и, соответственно, идентичность.

 3.4. Фрактальная системность - гибкие социо-тэхнэ-сети – нуклео-подобные (т.н.проектные) сообщества, устойчивость которых обеспечивается общим координирующим ядром (матриксом), генеральной идеей, персоной основателя и пирамидальной формой.

Сети в природе по А.В.Олескину -модульные сети (медузы, полипы и проч.), нейросети,

В этологии - мультисамцовый тип поведения, индивидуализированные сообщества, полоролевая иерархия, лабильное доминирование, 

 3.5. Фракталы в культуре и социуме - в терминах этногенеза Л.Н.Гумилева – пассионарный надлом и инерционная фаза этногенеза, соседская земледельческая община, контролирующее (гражданское, бинарное, эквивалент-ориентированное) общество. Развивается т.н. «денежное» высокопредприимчиивое, высокоагрессивное общество, подчиненное принципу игры и выгоды (трофея) как свободы соперничества, экстремальности и борьбы в противовес рутине и труду (деньги, войны, конфликты, манипуляции, предательство, игровые культуры), и традиции смехово-карнавально-праздничных культур как антагониста агрессивной стороне игры и медиатора самой агрессии. Сегодня это общество и вся игровая культура переживают самый глубокий кризис за всю свою историю.

Контролирующая (территориально-земельная) культура участия, незыблемость частной собственности и национальная бинарная гражданско-демократическая культура сегодня девальвируются из-за кризиса самой идеи власти как пирамиды элементов обладания, самих демократических начал и непримиримости борьбы кланов и групп влияния, девальвации самого принципа формирования элитных групп и принципа «элитизма» на фоне масштабной коррупции и умственно-личностной деградации «денежных» элитных групп. В принципе властвования усиливается открытая гуманистическая, смысловая часть, связанная с «понимающей», концептуальной культурой и убывает тайное, мистическое начало, на иррациональном признании которого веками держалась «денежная» элитная культура.

В деградирующей либеральной культуре повсеместно нарастает антагонизм этатистских и антиэтатистских культур и субкультур, антагонизм принципов национального единства и национального превосходства, национализма и этноцентризма, глобализма и идеи глобального доминирования и превосходства в соперничестве с устоями демократии.  Доминируют культуры современных социальных сетей, корпоративных и клановых нейро-сетей, превращаясь в ведущий фактор всей культуры «общего», оказывая определяющее влияние на весь культурный ландшафт. Исторически мощные культурные достижения аполлонических и дионисийских начал, Возрождения, в том числе Высокого (расцвет гуманизма), романтизма (особенно, его часть, связанная с живописью), импрессионизмом, реализмом, так называемый проект модерн (Нового Времени), особенно его расцвет сегодня уже далеко в прошлом. Сегодня – состояние завершения всего проекта модерна, даже и в виде т.н.постмодерна.

3.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - персидская религиозная традиция – зороастризм и близкие ему течения, обращенные к выбору подлинной свободы в колебании «добра и зла».

011

Рафаэль Санти. Заратустра держит небесную сферу.

Фрагмент фрески "Афинская школа". 1509, Апостольский дворец. Ватикан.

Фрактальный узел четвертый, сотворяющий судьбу с Богом. Милосердие, смысл и рост разнообразия.

4.1. Фракталы мировоззренческих систем- по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «субъект–пустота» и на взаимодействие «объект-субъект» (общность) – «объект-субъект» (другая общность), ответ на вопрос «зачем есть?», сфера смысла, Замысла. Это -мировоззренческие системы «акаузальности» - принцип человека-«наблюдателя» («пупа земли», жертвенного «свидетельства»), где имеются хорошо различимый мировоззренческий «верх», горнее - связанный с обоснованием судьбы (доли, рока, кармы, фатума, предопределения), сути и Замысла как принципа «небесного блага-как-милосердия Господня, в том числе в богословии, и «низ», дольнее, связанный с «заземлением» и обоснованием принципа «земного благополучия», близкого ко множеству социалистических течений мысли, принципам «благого», «здравого» и «общего», особенно здравого смысла.

Их множественные феномены «сверху» - аритмология, эсхатология, пралогическое мышление (многознание), мудрость, гностицизм, софиология, апофатика (все ее исторические формы), контр-наука и контр-культура, космизм, идея синхронистичности, эссенциализм. В них доминируют идеи переживания сердца-ума («умного сердца»), «сердечного зрения» как неведения и невидения, пустоты (паузы, ничто, неустойчивости и покоя, нелинейности, небытия, неизреченности, безмолвия, алогизма). Исторически в них разрабатывались философские и богословские понятия антропной и божественной андрогинии, «срединного Пути», антропного принципа, нейтральности и «третьего» субъекта-наблюдателя, а также гуманизма и гуманитаристики, синергетического начала в науках и опыте, культуры Энциклопедии как антитезы культуре Академии, универсализм и универсальные начала, философия Всеединства.

Их множественные феномены «снизу» - прагматизм, панпсихологизм, органицизм, космополитизм, персонализм, статус нейтральности и нейтралитета.

Их множественные феномены «посередине» – принцип открытости человека миру и Богу, человечности, искренности, ответственности и эмпатии как признака высокого болевого порога, осмысленности как живучести и как способность «вынести все».

Эти мировоззренческие факторы и сам фрактальный узел есть второй по значимости определяющий вектор в сетевом (информационном) обществе и всей мировой сети и текущем переходе, определяющий наступление эпохи осмысления и открытой, доказательной и гуманной концептуальной власти, приходящей на смену эпох «тайных доктрин».  

 4.2. Информационно-антропные фракталы - четвертая информационная революция – исторически - радио, телеграф, телефон, кинематограф, сегодня –  это холистическая планетарная экосистема Интернета как территории смысловой нелинейности

четвертая антропная революция – начало эпохи Антропоцена, софийная личность человека, «умное сердце», Сердечно-разумный Человек, 21-22 в.в.

 4.3. Квантовые и синергетические принципы запутанности, единства многомирия (множественности миров) и когерентности- проявлены в коэволюции человека, природы и социосферы в переходных периодах роста био-, социо- и антропо-разнообразия, при всех мутагенных процессах, в т.н. синдромах информационной и культурной гибридизации, «пропитывания» и «перемешивания», в фазах «пустоты» и т.н. «цветущей сложности» цивилизаций и их активного взаимодействия

 4.4. Фрактальная системность–сети-медиаторы–«вязкие» устойчивые (выносливые) сообщества, позволяющие удерживать гибкие переходные состояния как между элементами, так и во всей сети в целом, благодаря эмпатической форме самоорганизации,

сети в природе по А.В.Олескину - ризома (грибница, дрожжи, плесень и проч.)

В этологии - парная семья, моногамные пары.

 4.5. Фракталы в культуре и социуме – в терминах этногенеза Л.Н.Гумилева фаза обскурации, цивилизации, переходные культуры, т.н. соседские общины, тесно-слиянные сообщества и переходные общества (соборные, патриархально-общинные, патерналистские, земские, земельные, «советские» с общинными основами общежития, городские, «пятинные», торгово-клановые, согласительные вече, сходы). Культуры, возникающие на основе принципа единства разнообразия и принципа семейной собственности как насущного жизненного смысла. Выработка осмысленного мышления, свободного от оценочности и ставшее сердечно-безоценочным, в социалистическом обществе, в том числе советском, опираясь на ресурс общинно-общественного согласия как источника физической, психической и духовной энергии и здорового образа жизни.

  Политические культуры—городов-республик и государств-цивилизаций, где согласие, примирение, компромисс, консенсус и «середина» есть абсолютная норма, культуры кодификации «единства разнообразия», «обволакивания» родной этноконфесссиональной почвы при общем добрососедстве. Исторически эти нормы вырабатывались в античной прямой полисной демократии, в системах самоуправления и общинно-усредняющих основ самоорганизации города, в том числе в советской политической культуре советов, включая социалистческие социальные идеалы «человек человеку друг», культурах коммуникации с активными обратными и прямыми связями. Развиваются сетецентрические культуры перехода, инициатические сообщества и ритуалы, принцип целостности в культуре и в человеке, холизм как Замысел, культуры и субкультуры т.н. «умных городов», провиденциальные культуры (философско-мировоззренческие движения). Поддерживаются культуры и культы старчества, а в высокой культуре, исторически - это закат Возрождения (трагический гуманизм и маньеризм), натурализм, завершающий этап проекта модерн, декаданс, символизм, футуризм, сюрреализм. Сегодня это – узнаваемые черты современного урбанизма и всех современных цивилизаций.

4.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - иудейский этап - библейские ветхозаветные пророки

012

Фрактальный узел пятый, устремляющий. Преодоление мессианства, гуманизация биотехносоциосферы и поиск истинности.

5.1 Фракталы мировоззренческих систем - по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «объект-субъект (общность) – пустота» и на взаимодействие «пустота – пустота», ответ на вопрос «куда?», «какова миссия, предназначение?». Наступление 17-20 веков, в течение которых развивались и завершались капиталистическая формация и Реформация, появлялись их социалистические антиподы, сменяли друг друга сопутствующие им промышленные революции, было отмечено феноменальным размахом всей культуры тэхне, поисками Промысла, включая сверхконтролирующее общество с его гигантизмом и тотальностью, а также всесторонним поиском истинности знания, особенно точного, всей знаниевой логосферы, естественно-научного знания, измерительного и самой техники, получило обозначение как «общество риска».  В котором происходил и происходит сегодня заметный, буквально галопирующий рост соперничества систем, теорий, мир-систем и самих цивилизаций, мессианских устремлений с комплексом варварских сверхценных идей, включая личностное мессианство Сверхчеловека, некий человеческий ментальный гигантизм.

В то же время в этом обществе возобновились поиски «высоких» мировоззренческих систем, основанных на поиске истин, в том числе абсолютных и универсальных, а также абсолютных форм любого устройства, определяющих будущее и в него устремленных во все подобные исторические периоды. Это - телеология, футурология, в том числе память телеологических учений в дхармических религиозно-философских системах, в древнеиндийских Ведах и ведических системах знания, в телеологической аргументации авраамитизма. А также - телеологических воззрений в античной философии (триада – причина-энтелехия-цель), ее развитие в монадологии Лейбница, кантианстве, гегельянстве, во всех общая теориях систем, в кибернетике, телеологии Т.де Шардена, космизме, в том числе русском, космологии В.Соловьева, Федорова, Циолковского, Чижевского, Рерихов, персонализме, синергетике, витализме, в мессианстве как конфессиональном, так и социо-культурном.

Сегодня эти мировоззренческие поиски продолжают оставаться ведущим, третьим по своему влиянию фрактальным узлом ведущей триады факторов текущего переходного периода и собственно «сетевого (информационного) общества», обобщающий поиски Промысла бытия человека и его жизнедеятельности и творчества как тварного создания и сотворца с Богом. В нем идут крайне противоречивые поиски принципа антропной сингулярности, иначе Человека неповторимого, способного преодолеть утопии о собственном Высшем Я (идеи цифрового и ИИ-человека, биотехно-робота, трансгендерные и андрогинные девиации, идеи технической сингулярности и пр.) и найти в себе неизвестные и непроявленные ресурсы воли и смысла жизни и пережить повторное, духовное рождение.

014

5.2. Информационно-антропные фракталы - пятая информационная революция – исторически - телевидение, видеосвязь, подготовка и начало Сети (Интернета), сегодня – искусственная тоталитарность Интернета как источника подавления и ограничения свобод слова, доступности и подлинности информации, а также резко возросших манипулятивности и политизации Сети, в ответ - самоорганизация контртоталитарных тэхне-культур и информационных технологий,

Пятая антропная революция – эпоха Антропоцена и революция творческой личности как фактор преодоления «нового варварства» и манипулятивных культур Запада, появление Человека Неповторимого- 21-22 в.в.

5.3. Квантовые принципы - туннельный эффект, в социопсихосфере проявлен в принципе «откровения–через–эвристику» и генерацию нового знания, включая знания о себе самого человека, самораспознавание, преодолении «зависания» на памяти прошлого травматогенного опыта человека, деструкции его личности, включая разного рода тяжелые зависимости от техногенной и цифровой тотальности.

5.4. Фрактальная системность - решетчатые (жесткие), кристаллические сети – частично иерархизированные сети – жесткие сообщества, обладающие как тэхне-свойствами (цифры, нейросети), так и свойствами сверхпрочных связей между ядрами, завязанными на единичное неповторимое или «пустое» начало (Я-программу, идею, в том числе техническую идею, ИИ-образ, теорию, прапредка, пророка, космос, Бога), и жизненно-зависящими от него.

Сети в природе по А.В.Олескину - сообщества приматов («шимпанзинные», с сохранением иерархии), клеточные сети.

В этологии - диффузные сообщества (рассеянные сообщества), территориальное доминирование (соперничество),

5.5. Фракталы в культуре и социуме - в терминах этногенеза Л.Н.Гумилева – это субпассионарная фаза с короткой регенерацией и уходом в мемориальное завершение всего пассионарного цикла, вспышка охотничьих реликтовых культур, варварские (как архаические, так и современные культуры) - т.н. латентное, горизонтальное, вертикальное варварство, существующее в современной цивилизации как ее неизбежный спутник. Развиваются политические культуры государств-корпораций, с т.н. кланово-стратифицированной формой бюрократии, массово-унифицирующий социум – т.н. массовое общество, тоталитарное общество, индустриальное общество и общество всеобщего потребления, с внедрением контроля с помощью рейтингов, принципов «одобряемого успеха» и пр. Одновременно развивается глубинный социкультурный антагонизм - конформистские и нонконформистские, тоталитарные и антитоталитарные субкультуры с отчетливыми девиациями (маниакальные, либертарианские, ЛГБТ, цифровые), множество сект, в том числе деструктивных, с элементами протестантских общин, фундаменталистско-староверческие, квази-пророческие и миссионерские.

Значительная часть субкультур в этом фрактальном узле имеет крайне радикалисткие социопатические формы, в том числе аскетического направления, циклически возобновляющиеся в режимах с обострением, в том числе в массовых социалистических и коммунистических революционных течениях, также троцкистско-коммунистических движениях и субкультурах. Есть радикалистские сетевые течения нового технического и био-техноварварства 21 века на Западе.

В то же время есть творческие субкультуры, выдвигающие принцип особого признания личности и личной творческой собственности, как отображение неповторимости (творческой уникальности) в человекепарадоксально - в сочетании с субкультурами личностной дисморфофобии (неразличения образа себя) и устоями крайней созависимости, в том числе техногенной. Эта социопатическая парадоксальность в отношении человека и его личности, содержит признаки незавершенности Реформации – 15-20 в.в. в западном изводе авраамитизма, с импульсивными попытками личностных революций, ради обретения личной сингулярности. Этот сингулярный вектор и личностное мессианство многократно проявлялись в культуре и искусстве особенно весь 20 в. - пролетарское искусство, авангард, конструктивизм, тоталитарное искусство, социалистический реализм, постмодернизм с поиском выхода из тупика целеполагания Запада, включая культы «негативной свободы» и разрушения личности человека.

5.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - греческий этап- философские тексты и учения – Гомер, Парменид, Гераклид, Протагор, Платон, Аристотель, также греческая трагедия

015

Фрактальный узел шестой, сотериологический. Культуры «умного сердца», подвижники и просветленные.

6.1. Мировоззренческие сотериологические системы, основанные на принципе Спасения, тесно связаны с духовно-нравственными авраамитическими и дхармическими религиями, пророками, святыми и подвижниками, целостными сакральными культурами и принципом жертвы, и жертвенными образами и устоями, синтезом Земли и Неба к Человеку, открываясь в природных и духовных местах силы.

6.2. 5е «осевое время и новый сотериологический вызов. Сегодня, когда открылось новое «осевое время», перед человечеством возникает совершенно новый масштаб именно сотериологического вызова, исходящего из принципиально новых по своей глубине и значимости вызовов Спасения, исток которых – это кризис кризисов несостоявшейся западной цивилизации, включая незавершенную Реформацию, отторгнувшую собственного человека, посягнув на тотальное закабаление его разума, морали и самой его жизни. Эта новая реальность и неизбежность нового основания мирового устройства, требует поколений новых Личностей, героев и харизматиков, которые будут развивать не только светски-разумную мировоззренческую, но и сакрально-жертвенную духовую часть мышления и холистического мировоззрения, предполагающую беспрецедентную ресакрализацию и одухотворение всей антропосоциосферы.

6.3. Мировоззрение «умного сердца» и «осевые» элиты. Это историческая новая миссия означает выстраивание новой межрелигиозной и транскультурной синкретической среды и «мест силы» (культурно-природных центров) взаимного приятия и сотрудничества конфессий, духовно-нравственных систем и концептуально-философский диалога цивилизаций, их новых «осевых» элит, синкретических «осевых» форм общинно-благотворительной собственности. Ее важнейшей задачей будет поддержание высокого уровня межрелигиозного и межцивилизационого согласия  и взаимноприятия, социального высокого болевого порога, возвышение не только мировоззрения «умного сердца», но и его обыденных образов в реальных социкультурных сетях в Интернете в целом. Создавая тем самым принципиально новый синкретический культурный слоя подвижников и просветленных, способных обустраивать пространства согласия и кооперации, соработничества нового братско-сестринского типа.  Ее назначение - гасить и предотвращать волны искусственно разжигаемой паники, фобий, террора и иных социальных и информационных диверсий, буквально сейчас захватывающие весь западный мир, элиты которого столетиями эксплуатируют принцип жертвы в интересах своей фундаментальной стратегии «разделяй и властвуй» и тоталитарного пространства абсолютного подавления любого разумного начала и регрессии человека в новую разновидность био-психо-техно-социо-раба (на современных языках – бота).

016

017

Литература и источники.

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.1991, он же Введение в философию. Минск 2001
  2. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.1990, он же Философия свободного духа, М.1994
  3. Аверинцев С. С. Ясперс. В Философская энциклопедия М.1970.т.5
  4. Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: 2008.
  5. Поройков С. Ю. Общие оснований религий. М.: 2015
  6. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.:2001.
  7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.:2006.
  8. Владимиров Ю. С. Идеи реляционно-статистического подхода к природе пространства-времени. Метафизика, № 2, 2014.
  9. Гайденко П. Философия культуры Карла Ясперса. - Вопросы литературы, 1972
  10. Рашковский Е. Древневосточная проблематика в истории западной философии XX века: Карл Ясперс. Народы Азии и Африки, 1985;
  11. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1934.
  12. Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1917.
  13. Демин И. В. Проблема единства истории в философско-культурологических кон- цепциях К. Ясперса и С. Л. Франка // Человек и культура. 2017. No 2
  14. Калюжный В. Г. Многополярный мир: реальность и перспективы // Научные ве- домости. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. No 7(78).
  15. Лебедева Л. Г., Ростова А. В., Ургалкин Ю. А. Концепция «общества риска» в социологическом дискурсе // Вестник Самарского муниципального института управле- ния. 2014. No 2(29).
  16. Стожко Д. К. Проблема формирования многополярного мира и «осевое время» истории (к 140-летию со дня рождения К.Ясперса) - М.2023
  17. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы (Пассионарная теория этногенеза). М.: Наука, 1993.
  18. Й. Хейзинга. Homo ludens. Человек играющий. М. 1997
  19. Колесова Л. А. От атомистики к Мир-Человеку. Смысловой топос Мир-Человека. М. 2022
  20. Колесова Л. А. Русский антропный инвариант. М.2024.
  21. Колесова Л. А. «Тихая» смысловая революция, уходящая за горизонт.
  22. Таравков К. В. Понятие «осевого времени» у К.Ясперса и Н.Бердяева // Вестник РУДН. Серия Философия, этика, религиоведение. 2017, №21.
  23. Управление большим антропным переходом: вторая летняя Сретенская конференция. Москва,10-11 июня 2024 г.
  24. Шпенглер О. Закат Европы. Закат Европы. В 2 т.   Т.1. М. 2004. 
  25. Квантовая теория. Вселенная из волн вероятностей.
  26. Недооцененный принцип квантового мира, без которого жизнь была бы невозможной.
  27. Елютин П. В. Квантовая теория. Запись лекций. Физический факультет МГУ.
  28. Холево А. С. Квантовые системы информации.